WordPress

ИСТОРИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО УЧИЛИЩА (1967-1995 гг.)

ЧАСТЬ II 

0469
0410
0479
0480
0481
0369
0459

Училище и город
Училище быстро стало неотделимой частью Симферополя, а курсанты – его любимцами. Вскоре руководство училища стало влиять на городскую жизнь, войдя в его властные структуры. На состоявшихся 13 июня 1972 г. выборах в местные Советы депутатов трудящихся избраны депутатами Симферопольского городского Совета депутатов трудящихся полковник-инженер В.Ф.Шулев и курсант А.С. Бородавко; депутатов Центрального районного Совета депутатов трудящихся Симферополя — полковник-инженер Г.П.Симонов.
Появившееся в городе высшее военное учебное заведение разнообразило культурную жизнь столицы Крыма. Принцип размещения военно-политических училищ был очень продуманным. Тут учитывались такие факторы, как социальное значение в жизни города, создание рабочих мест и военно-патриотическая работа: ни одно значительное мероприятие в Симферополе и в Крыму не обходилось без участия курсантов. Количество крымчанок, ставших жёнами выпускников Училища, до сих пор остается тайной. Курсанты были нарасхват! Когда они шли по улице или заходили в троллейбус, перед ними расступались люди. В магазине служивых чуть ли не насильно выталкивали в начало очереди. Подтянутых и галантных военных так уважали и любили, что чуть ли не дрались за право пригласить их на какой-нибудь бал или вечер. Без преувеличения, что стала лучше демографическая ситуация в Крыму, традиционно переполненном людьми пожилыми, приезжавшими сюда с надеждой закончив службу, поселиться здесь надолго или навсегда.
Местные девушки с удовольствием знакомились с интересными кавалерами в форме. Многие из ребят были приезжими, представляли самые разные регионы СССР. Кроме всего прочего за ними была гарантированная социальная защищенность и определенная финансовая стабильность. В Советской армии офицер в звании лейтенанта и в должности заместителя командира подразделения по политической части получал денежное содержание в размере 255 рублей. Это были достаточно большие деньги – от Симферополя до Москвы билет на самолет стоил примерно 30 рублей. На «гражданке» такое финансовое «благополучие» имели не многие. Действовала эффективная система льгот и надбавок: за службу за границей, за участие в боевых действиях, за службу в тяжелых климатических условиях, за службу в отдаленных районах и проч. Офицер почти гарантировано обеспечивался жильем.
Не удивительно, что ко дню выпуска обычно более 40% бывших курсантов уже имели семейный статус. Многие после учебы пускали корни в нашем городе.
К.Колотушкин: «…Не знаю как большинство, но мое знакомство с будущей женой произошло банально. 1-й и 4-й курс были в одном батальоне – Тихончука. Естественно, танцы. Наш батальон в спортзале. Там и встретил свою будущую жену. В этом году 34 года совместной жизни. Крымчанки стойкие жены, так просто от мужей не уезжали. Питерские красавицы с БАМа бежали часто, наши очень редко. Спасибо Крыму за наших жен…».
Без СВВПСУ Симферополь не имел бы такой облик, который сейчас знаком многим. Курсанты работали на строительстве Украинского драматического театра, здания Верховного Совета Автономной Республики Крым.
Прекрасное взаимодействие было налажено с Симферопольским государственным университетом им. М.В.Фрунзе. Преподаватели, командиры, курсанты получили возможность познакомиться с учеными, их работами, уникальными лабораториями, прикоснуться к тайнам науки.
Еще до первого выпуска молодых офицеров руководство Крымской области отмечало, что училище динамично вписалось в жизнь региона, активно включилось в организацию и проведение многих совместных мероприятий, в рождение новых, ярких традиций города, оказало благотворное влияние на общественную жизнь.
С момента образования училища в Симферополе сложилась стройная система военно-патриотического воспитания молодежи и школьников. Основная тяжесть этой работы легла на курсантов и офицеров ВВУЗа. За каждой школой была закреплена определенная группа курсантов. Жители столицы Крыма лет хорошо помнят, когда они учились в школах, с каким интересом школьники ждали прихода курсантов, их несложных, но убедительных задушевных бесед о гражданском долге, о патриотизме, просто о жизни. Многие из мальчиков именно благодаря этим встречам избрали своей профессией защиту Отечества.
Каждый год специально назначенные курсанты отправлялись на лето в одну из смен пионерского лагеря «Отважный» — подшефного лагеря Училища. Попасть туда было мечтой многих из них.
Именно курсанты СВВПСУ были первыми, кто открывал в 1977 г. Всесоюзные детские спортивные игры «Старты надежд» в Артеке. Правда, зрители были повергнуты в легкий шок, когда после слов ведущего программы: «А теперь на наш стадион входит колонна юных пионеров-спортсменов!», — на стадион действительно вошла колонна с красными флагами и в коротких штанах. Правда, буйная растительность на открытых частях тела у некоторых из них была явно не пионерской. А татуировки на плечах отдельных «персонажей» тоже являла не совсем детское содержание.
Дни праздника Дня Советской Армии и Военно-морского флота становились событием не только для училища, но и всего города. Стало традицией, что в этот день войска Симферопольского гарнизона выстраивались на площади им. Ленина и проводили смотр строя и песни, знакомый, наверное, каждому, кто служил в армии. Слегка картавя, военный комендант гарнизона подполковник Р.М.Бородянский докладывал о готовности к празднику главному воинскому начальнику Симферополя – командующему 32-м армейским корпусом. Результаты конкурса были предсказуемы: вымуштрованные курсанты не оставляли шансов ни одному из армейских подразделений. Любая ротная коробка мало того, что была отранжирована и по фронту, и в глубину, и по углу наклона полей головных уборов, но и исполняла песни, разложенные на два, а то и на три голоса. В некоторых ротах использовались дополнительные музыкальные инструменты: аккордеон, флейта, барабан.
Ну и несколько слов о репертуаре. Песни, которые до сих пор почему-то считают истинно военными, вроде «У солдата выходной» или «Не плачь, девчонка» считались плохим вкусом и негласно были запрещены. Исполнялись гораздо более сложные произведения. Сердце замирало, когда 24-я рота майора Н.Феофанова исполняла «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры». Не менее волнующими были исполнения таких песен, как «А ну-ка шашки подвысь…», «Взвейтесь, соколы, орлами», «Шел солдат» и других.
Вопрос гарнизонного смотра был лишь в том, какая из рот СВВПСУ будет первой, второй или третьей. Кстати, третье место чаще всего все-таки отдавали войскам – чтобы не обижать.
Но симферопольцы должны быть благодарны Училищу не только за песни. Некоторые крымчане, без малейшего преувеличения, обязаны жизнью курсантам военного училища. Речь идет о частых обращениях медиков о необходимости сдачи крови. Думаю, никто не помнит случая, когда курсанты отказали в этом. Скорее наоборот: в этом случае добровольцев было больше, чем требовалось. В борьбе со стихией.
Личный состав подразделений почти ежегодно привлекался к тушению привычных для горного Крыма лесных пожаров. С одним из них связана одна из трагических страниц училища.
Крымские горы всегда отличались способностью «вспыхивать»и всегда и, как правило, в самое неподходящее время. Пожары в горах отличались непредсказуемостью и невероятной опасностью для жизней участвовавших в их тушении. В этом курсанты Училища убедились очень скоро, когда летом 1971 г. несколько из них отдали свою жизнь в борьбе с этим бедствием. Самоотвержен¬но боролись с пожаром курсанты. В пылу этой борьбы не заме¬тили, как потерял сознание и упал курсант Егоров, а затем и курсант Сагиров. Их доставили в госпиталь. Врачи сделали все возможное. Но спасти парням жизнь не удалось.

УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О награждении рядовых Симферопольского высшего военно-политического строительного училища
ЕГОРОВА В. С. и САГИРОВА В. Г.

Орденом Красной Звезды
За мужество и отвагу, проявленные при тушении лесного пожара, наградить рядовых Симферопольского высшего военно-политического строительного училища Егорова Виталия Стани¬славовича и Сагирова Верената Гусмановича орденом Красной Звезды (по¬смертно).

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.ПОДГОРНЫЙ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.Георгадзе
Москва, Кремль, 26 января 1972 г.

В дальнейшем стали осторожнее, хотя остановить порыв курсантов было тяжело. Погибших, к счастью, больше не было, но разной степени травмы, ожоги случались часто.
С.Бородин (выпускник СВВПСУ): «…Нам тоже довелось поучаствовать в этом интересном мероприятии. Помню, как привезли нас практически ночью и прямо на горящую гору над Гурзуфом, посидели в машинах, хорошо, что нашёлся кто-то умный из начальников и спросил отцов-командиров: «Ну и …, т.е. зачем нам тут нужен заживо сгоревший батальон курсантов». И нас повезли получать лопаты, рюкзаки с водой и устраиваться на ночлег… Чумазые, но весёлые возвращались мы потом с песнями в родные пенаты».
Еще одним настоящим испытанием стало для этого выпуска участие в тушении пожара в горах возле Ялты осенью 1993 г. Личный состав 4-го батальона не выходил из огня четверо суток. Каждый день начинался маршем в тяжелейших условиях горной местности по труднодоступным тропам. К счастью, все вышли живыми и с честью, хотя несколько курсантов были тяжело травмированы.

Подразделения
Никакого сомнения, что именно курсантские подразделения были носителями духа Симферопольского ВВПСУ. Это было уникальнейшее явление, понять которое современному обывателю, наверное, все-таки сложно. Представьте, курсантский взвод, три отделения, три десятка совершенно разных людей. Различавшихся не только по характеру, но и по ментальности, вероисповеданию, возрасту, жизненному опыту. Эти три десятка парней в один день собираются в училище и, сдав успешно вступительные экзамены, с удивлением обнаруживают, что, посетив баню, парикмахера (а кто не помнит нашего славного парикмахера добрейшей души Сергея Канделяна), переодевшись в полевую хлопчатобумажную униформу цвета хаки и пришив к ней с нескольких попыток исколотыми пальцами заветные черные погоны с желтым кантом, они стали лишь маленьким винтиком сложнейшего механизма.
И этот механизм поглощает тела, души, упорно, методически грамотно делая свое дело, выковывая из них совершенно других людей, более сильных, более надежных.
С.Казакпаев (выпускник СВВПСУ): «Учеба, военное училище, новые товарищи и новые впечатления – все увлекло меня, и я из всех сил старался быть неплохим курсантом… За четыре года учебы я получил достаточно хорошие знания и приобрел хороших и верных друзей. Какие это были ребята! Саша Гребенников – мой земляк из Восточного Казахстана, с которым мы выехали из Усть-Каменогорска на поезде в г. Симферополь. Он был моим наставником, потому что поступал в наше военное училище уже второй раз и посему все знал. Поступив в училище, я с первых дней подружился с Володей Петайкиным и командиром второго отделения нашего взвода сержантом Николаем Масловым. Володя – наш круглый отличник, был, как и я, родом из деревни, видимо, поэтому мы сблизились и подружились с ним. Сержант Коля Маслов, отслуживший два года за границей наводчиком-оператором БМП, для меня был, безусловно, примером, и мне всегда хотелось походить на него во всем».
Этот процесс был доведен в СВВПСУ до совершенства. За месяц-полтора в учебном центре «Перевальное» из первокурсника выбивали все, что ему мешало, оставляя только три естественных мужских инстинкта: есть, пить и спать. Потом в таком «опустошенном виде» привозили в училище, где постепенно наполняли оставшееся незанятое место иным содержимым: знаниями, идеями, мыслями. Через год, после летней двухмесячной фильтрации в учебном центре «Перевальное» от случайно попавших в голову глупостей, которые быстро выходили обильным потом на тактических полях или занятиях по инженерной подготовке, отпускали в отпуск.
К этому времени курсантский взвод из «разношерстной» толпы разных, часто несовместимых, казалось, людей, превращался в сплоченный коллектив, где понятие «один за всех, все за одного» было не просто красивыми словами. Но и за ошибки наказывали в каждом коллективе жестко, подлость же не прощалась никогда.
Добавлю, командиры были матерые, почти все с войсковым опытом и сильно не церемонились. Наверное, нигде так наглядно не воплощался в жизнь армейский принцип «не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Позитивным было наличие в подразделении курсантов, поступивших из армии. Случаи высокомерия по отношению к пришедшим «с гражданки», если были, то не то, чтобы в первые дни, в первые часы совместного пребывания. После чего сержанты (командиры отделений или заместители командиров взводов) быстро объясняли таким товарищам, что они во многом не правы и было забавно видеть, как самые еще недавно ретивые выполняют ту же самую работу, что и 17-18 летние. Иногда поступали по-другому.
С.Казакпаев (выпускник СВВПСУ): «По прибытию на место, в казарму, каждому из нас Н.Маслов поставил задачу по наведению порядка. Мне он определил умывальник и туалет, Филичкину – кубрики и «взлетку», а В.Петайкину – все оставшиеся помещения. Предупредив, что через определенное время придет и проверит, сержант ушел, и мы принялись наводить порядок. Я добросовестно помыл полы, протер кафель, зеркала, раковины и каждый из унитазов залил несколькими ведрами воды. Закончив уборку, я стал дожидаться прибытия сержанта для проверки. Он вскоре появился и, как мне показалось, остался доволен тем, как я навел порядок. Единственно, что ему не понравилось и он сделал замечания, так это то, что недостаточно хорошо помыты унитазы. Я ему объяснил, что унитазы мной вымыты, а копаться в дерьме я не буду, потому, как я не являюсь нарушителем воинской дисциплины. Н.Маслов, выслушав меня и ничего не сказав, взял тряпку и принялся мыть один из унитазов, при этом почти по локоть окунул свою руку в нечистоты. Увидев, что сержант, командир, моет унитаз, я бросился мыть соседний. Вскоре сержант ушел. Я же вымыл все унитазы так, как показал мне сержант. После этого случая, я и без того безгранично уважающий сержанта, прослужившего два года в армии, проникся к нему еще большим уважением…».
В этом была сила курсантского коллектива, что оно включало в себя представителей разных регионов, разных национальностей. Дополняя друг друга, они становились сильными и, что не подлежит никакому сомнению, очень дружными. Помогали тем, кому тяжело, в учебе, в жизни, в спорте. Никого не бросали на марш-бросках, тащили на себе. Великий стимул – страх быть отчисленным из СВВПСУ без разборов на месте, включая и жертву драки, сдерживал даже самые горячие головы. Драк и конфликтов в курсантской среде было мало, что для многих покажется невероятным, хотя желания подраться было более чем достаточно. Особо непримиримые бойцы устраивали встречи в увольнениях, но подобные джентльменские драки по договору больше напоминали благородные дуэли. В тоже время естественные конфликты с местным населением периодически случались, но абориген, рискнувший тронуть курсанта, еще более рисковал быстро оказаться уже перед несколькими физически крепкими бойцами, готовыми прикрыть своего товарища. Система оповещения в увольнении работала четко, что проверялось жизнью неоднократно.
Имели, к сожалению, место случаи массовых драк, последняя из которых случилась осенью 1988 г. Тогда веял ветер перемен, шла перестройка. Возможно, сама атмосфера побуждала к этому или был в этом заинтересован. Но случилось так, что в Симферополе начало возрастать напряжение между военными и гражданскими. С каждым днем это ощущалось все сильнее. Милиция вообще вела себя как-то вяло. Тогда личный состав 16-й и 18-й рот после стычки с хулиганствующими представителями местного населения нескольких курсантов у парка им.Тренева, становившимся регулярными при полном попустительстве со стороны местных органов МВД (традиционно негативно относившихся к личному составу Училища и даже иногда провоцируя конфликты), после вечерней поверки самовольно оставил расположение и нанес неожиданный, сокрушительный, и молниеносный удар по уже праздновавшим победу представителям местных люмпенов.
В.Дума (выпускник СВВПСУ): «…Последние, не ожидали, что курсанты покинут училище в столь позднее время и потому продолжали находиться на месте стычки. Наверное, никогда и никто не узнал бы об участниках события, если бы не традиционный порядок в подразделениях. На нескольких кожаных ремнях, которые остались лежать на земле, были четко и одинаковым шрифтом указаны номера военных билетов курсантов».
К сожалению, по причине совершенно неумного объективного разбирательства (а точнее, его отсутствия и желания прикрыть себя чужими спинами) со стороны начальника Училища справедливого решения не случилось. Начальник Училища «приговорил» к отправке в войска нескольких отличных офицеров, в том числе командира батальона подполковника А.Иванченко. Несколько курсантов были отчислены, причем некоторые исключительно для галочки и по принципу официально осуждаемой коллективной ответственности, как, к примеру, заместитель командира 3 взвода 18-й роты ст. сержант В.Примак.
Учились в основном добросовестно, хотя своих курсантских «хитростей» было предостаточно. Курсант, получивший двойку, имел только одну возможность пересдать неудачный предмет за счет своего короткого отпуска, обычно следующего после экзаменационной сессии.
В случае второго провала, у курсанта была реальная опасность быть отчисленным из Училища по неуспеваемости и быть отправленным в войска для продолжения службы до истечения, оставшегося до установленных Законом «О всеобщей воинской обязанности», двух лет, но уже в погонах с буквами «СА» без желтых курсантских кантов.
Учебе способствовал сам ритм жизни Училища. Благодаря ему, курсанты быстро приучились к пунктуальности, к порядку, к организации своего времени. Настолько была расписана буквально каждая минута, что уже вскоре все начинали понимать, что даже 10 минут – это много времени и его начинали ценить.

Типовой распорядок дня Училища был следующим.
6.50 – подъем старшин рот и заместителей командиров взводов.
7.00 – общий подъем.
7.10-7.40 – физическая зарядка.
7.40-8.05 – уборка, заправка постелей, личная гигиена.
8.05-8.20 – утренний осмотр.
8.20-8.40 – завтрак.
8.40-8.55 – развод на занятия.
9.00-14.20 – учебные занятия (три «пары» по 45 минут и перерывы между часами и парами).
14.20-14.35 – личная гигиена.
14.35-15.00 – обед.
15.00-15.20 – личное время.
15.30-15.40 – развод на самостоятельную подготовку.
15.40-18.40 – самостоятельная подготовка.
18.40-19.40 – спортивно-массовая, культурно-массовая работа, тренажи.
20.15-20.35 – ужин.
20.35-22.15 – личное время.
22.15-22.30 – вечерняя прогулка.
22.30-22.45 – вечерняя поверка.
23.00 – отбой.

Непрерывный процесс совершенствования
К концу 70-х Училище стало полнокровным самодостаточным и эффективно работающим механизмом. Об эффективности учебно–воспитательного процесса в училище свидетельствует то, что уже через пять лет после первого выпуска многие из выпускников учились в Военно-политической академии им. В.И.Ленина в Москве. ВУЗ прочно занял лидирующие позиции среди высших военно-учебных заведений Советской Армии, готовивших офицеров–политработников. К этому времени и Вооруженные Силы СССР в полной мере почувствовали позитивную отдачу от работы института заместителей командиров рот и батарей по политической части. Хотя их и называли «наследники комиссаров», на деле, благодаря привязанным к современным реалиям учебным планам их работа была наполнено совершенно иным содержанием: это были не «соглядатаи», не «сатрапы от руководящей и направляющей», как любят их иногда преподносить современные разрушители страны. Это было новое явление в армии, сочетающее в себе функции психолога, воспитателя, социолога и даже своеобразного третейского судьи в ротах и батареях.
Благодаря появлению СВВПСУ была решена проблема укомплектования должностей офицеров-политработников не только для военно-строительных частей, но и для Железнодорожных войск. Командование и Военный совет Железнодорожных войск много внимания уделяли подготовке кадров политсостава. До этого офицеры этой специальности готовились на курсах политсостава при Ленинградском высшем военном училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе.
С появлением специальности «офицер-политработник железнодорожных войск» в Симферопольском ВВПСУ ситуация изменилась. Только с 1971 по 1984 гг. на укомплектование кадров политсостава войск было получено более 1000 выпускников высших военно-политических училищ и ВПА имени В. И. Ленина. На 1 января 1985 г. офицеры-политработники с высшим образованием составляли 79% от их общего числа, в том числе 2,8% имели академическую подготовку, 40,6% окончили высшие военные училища, 35,6% окончили гражданские вузы.
В 1980 г. начальником Училища был назначен полковник Юрий Яковлевич Гудимов. С его назначением СВВПСУ пережило период второго рождения. Дела в ВВУЗе в то время намечались грандиозные. Начало, положенное генерал-майором П.И.Карпенко нужно было не только сохранить, не только просто усовершенствовать. Предстояло большое строительство: девяти- и пятиэтажного учебно-лабораторных комплексов, большой курсантской столовой, подземного перехода, нового спортивного зала, типографии, банно-прачечного комбината, закрытых учебных тиров, общежития для офицеров, выставочного павильона, караульного помещения, летнего стадиона и клуба. Это только на территории училища! За его пределами кипела работа по строительству и оборудованию 255-го учебного городка в районе Залесья, улучшалась материальная база летнего лагеря в Перевальном. По инициативе начальника училища и при непосредственном участии курсантов и преподавателей готовились проект и документы по строительству в районе Москольца домов для офицеров и прапорщиков училища, а значит, и для военнослужащих гарнизона и «десятипроцентников» из числа горожан, стоящих в очереди горисполкома.
Сложности были неимоверные. Именно тогда, начиная с августа 1980 г., наступил кульминационный период в жизни Ю.Я.Гудимова — время созиданий его жизни. Усталость до изнеможения, упреки прессы в том, что училище строится «не на том месте», частая смена первых руководителей страны, начало перестройки в государстве не помешали воздвигнуть рукотворный памятник, основанный на синтезе глобальных организаторских способностей. Украсились добротными постройками жилой массив на трассе Москва-Симферополь и центр крымской столицы, территории Училища в бытность Ю.Я.Гудимова увеличилась в 3,5 раза.
Думаю, немногие крымчане смогут назвать сподвижника генерала Гудимова, его верных помощников, с помощью которых не только изменилось училище, но и расцвел город. Люди просто не знают, кто есть кто. Замечательные люди в отличие от выскочек нередко остаются в тени. Порой поражаешься, как некомпетентность и незнание истинного положения дел — своей беспочвенной «убедительностью» — порой фальсифицируют историю: приписывает другому то, к чему он не приложил горения своего сердца, добрых помыслов и рук.
Сколько курсантов, проживавших в казармах и общежитиях, счастливых семей прапорщиков и офицеров, просто горожан Симферополя не остались «на улице», а благодаря надежным помощникам начальника училища — Е.Д.Бычкову, И.В.Ватулко, А.П.Ковкову, Н.Т.Семёнову, Б.И.Кочегарову и другим строителям середины девяностых, до сегодняшних дней живут в уютных квартирах!
30 января 1997 г. Юрия Яковлевича Гудимова не стало. Больное сердце, на котором прибавились рубцы и после расформирования училища, разворовывания, разграбления его материальной части и, конечно же, смерти жены — не выдержало. Его можно было спасти, но он этого не захотел, категорически отказавшись от помощи врачей.
Можно сказать, что с 1988 г. Училище готовило специалистов уже не для двух, а трех родов войск. В этом году руководство страны принимает очень важное и значимое Постановление: «О строительстве и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземье РСФСР». Программа по своей значимости, масштабам не уступала БАМовской. Только на ее развитие выделялось 36 млрд. советских рублей. За неполных 7 лет предстояло построить и отремонтировать несколько тысяч километров дорог различного назначения. Этой Программой предусматривалось оживить экономику целого северо-западного региона России. 27 регионов РСФСР, Украина, Беларусь и Молдова были задействованы в решении этой задачи. Традиционно самая трудная часть ложилась на плечи солдат и офицеров Вооруженных Сил СССР. Началось развертывание дорожных бригад. На должности заместителей командиров рот по политической части направляли выпускников Симферопольского ВВПСУ и Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи.

Юбилеи, праздники, награды…
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина в 1971 г. училище награждено Ленинской Юбилейной Почетной Грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Почетную награду вручил член Военного совета-начальник политического управления КОдВО генерал-майор И.П.Семенов. На митинге, посвященном этому событию, выступили начальник кафедры истории КПСС полковник Гончаров, заведующий административным отделом Крымского обкома партии П.А.Федуличев П.А., начальник училища генерал-майор А.С.Аверин, курсант А.В.Самойлов и другие.
За всю историю своего существования училище трижды награждалось переходящими Красными Знаменами ЦК ВЛКСМ. Последний раз в канун открытия XXVII съезда КПСС.
Вдохновенный труд многих преподавателей училища был по достоинству оценен. Полковники Д.Д.Гончаров, А.М.Данченко, В.Ф.Шулев были награждены орденом «Знак Почета», а полковник Г.В.Козлов, подполковники И.С.Суменко и М.У.Дых — медалью за «Боевые заслуги». Забегая вперед, скажем, что вскоре за добросовестный труд по подготовке офицеров политработников орденом Красной Звезды был награжден начальник кафедры военной педагогики и психологии полковник Новожилов.
22 апреля 1970 г. на торжественном собрании начальник училища вручил многим военнослужащим Ленинскую юбилейную медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина». Среди них — офицерам П.А.Лебедеву, Б.М.Баскину, В.И.Колтунову, старшине сверхсрочной службы В.И.Цепилову, курсантам М.Алябьеву, В.Гурьеву, А.Жирову, И.Яроцкому, Н.Коропу и другим. Ленинская юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» было вручена служащим Советской Армии С.Н.Паксюаткину, А.В.Чуракову, О.М.Филатовой и другим.
В 1971 г. перед входом в 1-й учебный корпус был открыт памятник В.И.Ленину.
В ознаменование 50-летия СССР за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, поддержание высокой боевой готовности орденами «Знак Почета» награждены полковник В.А.Филатов и капитан В.В.Осипенко. Курсанты В.Н.Самусь и В.М.Кашайкин за отличную учебу, примерную дисциплину и активную общественную работу стали ленинскими стипендиатами.

Расширение территории
В начале 80-х гг. в связи с расширением училища срочно потребовалось увеличение территории учебной базы и казарменного фонда. Развитие направили в нескольких направлениях.
Наиболее спорным оказалось расширение за счет старого кладбища. Может быть это и символично, но возможно именно это и отразилось на судьбе училища. Часть этого кладбища существует и в наше время. В свое время оно называлось гражданским и было первым кладбищем Симферополя. Здесь с сер XIX в. хоронили христиан, лютеран, евреев, караимов. Когда в сер. ХХ в. в городе открыли кладбище Абдал, захоронения прекратились. На этом кладбище покоятся многие выдающиеся люди: епископ Таврический Михаил (Грибановский), знаменитый крымский художник Н.С. Самокиш. Училище в той или иной степени «вторгалось» в его границы еще с начала строительства. Но в середине 80-х, когда училище было решено расширить значительно, под территорию ВВУЗа ушли караимский, часть еврейского и часть православного секторов некрополя. Часть кладбища «освоили» под стадион, гаражи, технику. Под нужды училища хотели также забрать территории под близлежащими домами, но в итоге решили не тревожить живых и все строения расположили на части территории кладбища. Исследователи называют это настоящей потерей и никак не могут с ней смириться. Потерялись некоторые могилы, которые были бы интересны для истории города.

Первый Государственный экзамен и первый выпуск
В июле 1971 г. впервые в училище проведен Государственный экзамен, который порадовал своими результатами: из офицеров–выпускников 96% окончили училище на «отлично» и «хорошо», 77 человек получили диплом с отличием, а 12 выпускников окончили училище с золотой медалью. На государственные экзамены приказом МО СССР выносились следующие учебные дисциплины: история КПСС, партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР, технология, организация и экономика военно-строительных работ.
Впоследствии, в связи с изменением учебных планов училища и требований к выпускникам военных ВУЗов для курсантов железнодорожных взводов был предусмотрен свой Государственный экзамен, а в 1990 г. к Государственному экзамену отнесли физическую подготовку. В один из периодов сдавался Государственный экзамен по Общевоинским Уставам и организации службы войск, а также военной педагогике и психологии.
После завершения Государственных экзаменов состоялся первый выпуск офицеров- политработников для военно-строительных частей окончивших курс обучения в Симферопольском ВВПСУ. Это было яркое событие, ставшее знаковым не только для училища, но и для Симферополя. В день выпуска весь личный состав училища был построен на площади имени В.И.Ленина. Выпускников тепло поздравил с окончанием училища заместитель Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, Депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук генерал-полковник А.Н.Комаровский. Перед выпускниками выступили член Военного совета — начальник политического управления Краснознаменного Одесского военного округа генерал-лейтенант Семенов И.П., первый секретарь Крымского обкома Коммунистической Партии Украины Н.К.Кириченко. Неизбалованный военными торжествам город получил, без малейшего преувеличения, праздник, отныне без перерывов продолжавшийся вплоть до уничтожившего все 1995 г.
Первыми выпускниками, окончившими училище с золотой медалью, стали лейтенанты В. Бобков, В. Гуреев, А. Колтунов, А.Литвиненко, В.Макаров, В.Маров, А.Похвалин, Ю. Формальков, Н. Хорушко, И. Яроцкий, А. Хвостов, В.Юрьев.
Будущий генерал Валерий Макаров вспоминал по этому поводу в своем интервью для газеты «Красная Звезда»:
«Стройка – самое тяжелое дело на земле. Жизнь начинается на новом месте только тогда, когда на нем уже побывают строители, когда они построят дороги, инфраструктуру, коммуникации, заводы, фабрики. Строитель – это не только тот, кто заливает бетон. Это специалист, который постоянно осваивает новые технологии. При этом важно грамотно мобилизовать людей, чему и учили нас в СВВПСУ. Причем наши выпускники всегда были и хорошими политработниками, и хорошими инженерами. Могли разговаривать со строителями «на одном языке», понимая процесс строительства. Все они свою учебу начинали «с лопаты». Кстати, большинство казарменных помещений и учебных корпусов строилось силами личного состава училища, что давало курсантам возможность получения практических навыков.
Наше училище дало мне большой объем знаний и в области строительства, и в области знаний души человека, потому что нас готовили воспитателями в широком смысле слова. Эти знания позволили мне дослужиться до высшей степени офицера -воспитателя: я был начальником управления воспитательной работы в военно-строительных частях. А это более полумиллиона человек! В наше училище приезжали ребята со всей страны. Представьте, как мы – 120 человек в одной казарме – смотрели хоккей! Так, наверное, сейчас уже не болеют! Вот эти-то воспоминания и заставляют нас встречаться друг с другом на протяжении последних десятилетий. Учили нас добротно: курсанты получали основополагающие знания, которые давали возможность служить в различных родах войск и видах Вооруженных Сил. Поэтому и два моих сына окончили его. Каждый юбилей училища для нас – семейный праздник».

Второй выпуск Училища прошел там же, на площади Ленина. У памятника дипломы об окончании ВВУЗа вручили лейтенантам член военного совета Краснознаменного Одесского военного округа генерал-лейтенант И.П.Семенов, секретарь Крымского обкома КП Украины Л.Д.Солодовник.
Отныне выпуск офицеров Симферопольского ВВПСУ стал еще одним почти праздничным днем для Симферополя. На него собирались, без малейшего преувеличения, тысячи людей: родных, близких и просто местных жителей. Все знали, что их ждет красивый праздник. А для бывших курсантов, в один день внезапно ставших взорслыми, это было прощание со столицей Крыма, городом, чьим радушием они искренне наслаждались так быстро пролетевшие четыре года.
В разные годы на церемонию выпуска приезжали для поздравления молодых лейтенантов и вручения ним дипломов об окончании ВВУЗа высокие гости из Москвы, Киева, Одессы. Чаще всего это был Начальник политического управления военно-строительных частей генерал-полковник В.В.Быченко. Не чуждо училище было и властям местным. К примеру, Н.В.Багров во время своего пребывания в областном руководстве был на всех, наверное, выпусках.

Второй юбилей. 1987 г.

Яркой страницей в развитии училища стали 1980-е годы. Именно в этот период СВВПСУ стало одним из крупнейших военно-учебных заведений страны. Выпускники уже успели зарекомендовать себя в войсках достаточно квалифицированными офицерами, способными выполнять поставленные командованием задачи и в мирное время, и в условиях боевой обстановки: на Байкало-Амурской магистрали, в районе Чернобыльской АЭС, в Афганистане. Они на практике стали воплощением патриотизма, мужества, героизма, добросовестного выполнения воинского долга.
Решая задачи обучения и воспитания курсантов, преподаватели, командиры и политработники училища заботились о том, чтобы будущие офицеры–политработники были подготовлены на уровне современных требований, в совершенстве знали военное дело, могли активно влиять на ход выполнения задач и боевой подготовки подразделений (последнее более актуально для Железнодорожных войск), а при необходимости – заменять командира и успешно выполнять задачу. Отзывы, поступавшие из войск, свидетельствовали о том, что наши выпускники имеют высокий уровень военных знаний и навыков, хорошую физическую подготовку, со знанием дела вникают во все стороны жизни подразделений.
Учебный процесс в училище был неразрывно связан с научной жизнью Крыма и Симферополя. Многие курсанты участвовали в городских и областных конкурсах студенческих работ. В 1985 г. в таком конкурсе, посвященном 40-летию Победы в Великой Отечественной войне победителем стал С.Дещеня.
В училище все курсанты получали основополагающие знания, которые давали не только возможность успешно служить в различных родах войск и видах Вооруженных Сил, но и проявлять себя в науке. Уже после прекращения существования Училища многие стали известными учеными в самых разных областях накуи в Крыму, Украине, Российской Федерации, другиз странах СНГ.
К своему 20-летию Симферопольское ВВПСУ пришло в совершенно ином облике, совсем не похожем на его ранее состояние. Почти в центре Симферополя возвышался великолепный ансамбль из многих зданий, выполненный в современном стиле. Это был было украшение города, чудесным образом вписавшееся в окружавшие его разноплановые постройки. Новые учебные корпуса №3, 4,5, 6, столовая гармонично сочетались с комплексом современных спортивных сооружений, главным из которых был, конечно, долгожданный стадион. Появились летний клуб, лаборатория технических средств обучения. Ну и, конечно, соединивший две части училища в единой целое подземный переход под ул. Субхи.

Подразделения: повседневная жизнь, будни и праздники
Никакого сомнения, что именно курсантские подразделения были носителями духа Симферопольского ВВПСУ. Это было уникальнейшее явление, понять которое современному обывателю, наверное, все-таки сложно. Представьте, курсантский взвод, три отделения, три десятка совершенно разных людей. Различавшихся не только по характеру, но и по ментальности, вероисповеданию, возрасту, жизненному опыту. Эти три десятка парней в один день собираются в училище и, сдав успешно вступительные экзамены, с удивлением обнаруживают, что, посетив баню, парикмахера (а кто не помнит нашего славного парикмахера добрейшей души Сергея Канделяна), переодевшись в полевую хлопчатобумажную униформу цвета хаки и пришив к ней с нескольких попыток исколотыми пальцами заветные черные погоны с желтым кантом, они стали лишь маленьким винтиком сложнейшего механизма.
И этот механизм поглощает тела, души, упорно, методически грамотно делая свое дело, выковывая из них совершенно других людей, более сильных, более надежных.
С.Казакпаев (выпускник СВВПСУ): «Учеба, военное училище, новые товарищи и новые впечатления – все увлекло меня, и я из всех сил старался быть неплохим курсантом… За четыре года учебы я получил достаточно хорошие знания и приобрел хороших и верных друзей. Какие это были ребята! Саша Гребенников – мой земляк из Восточного Казахстана, с которым мы выехали из Усть-Каменогорска на поезде в г. Симферополь. Он был моим наставником, потому что поступал в наше военное училище уже второй раз и посему все знал. Поступив в училище, я с первых дней подружился с Володей Петайкиным и командиром второго отделения нашего взвода сержантом Николаем Масловым. Володя – наш круглый отличник, был, как и я, родом из деревни, видимо, поэтому мы сблизились и подружились с ним. Сержант Коля Маслов, отслуживший два года за границей наводчиком-оператором БМП, для меня был, безусловно, примером, и мне всегда хотелось походить на него во всем».
Этот процесс был доведен в СВВПСУ до совершенства. За месяц-полтора в учебном центре «Перевальное» из первокурсника выбивали все, что ему мешало, оставляя только три естественных мужских инстинкта: есть, пить и спать. Потом в таком «опустошенном виде» привозили в училище, где постепенно наполняли оставшееся незанятое место иным содержимым: знаниями, идеями, мыслями. Через год, после летней двухмесячной фильтрации в учебном центре «Перевальное» от случайно попавших в голову глупостей, которые быстро выходили обильным потом на тактических полях или занятиях по инженерной подготовке, отпускали в отпуск.
К этому времени курсантский взвод из «разношерстной» толпы разных, часто несовместимых, казалось, людей, превращался в сплоченный коллектив, где понятие «один за всех, все за одного» было не просто красивыми словами. Но и за ошибки наказывали в каждом коллективе жестко, подлость же не прощалась никогда.
Добавлю, командиры были матерые, почти все с войсковым опытом и сильно не церемонились. Наверное, нигде так наглядно не воплощался в жизнь армейский принцип «не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Позитивным было наличие в подразделении курсантов, поступивших из армии. Случаи высокомерия по отношению к пришедшим «с гражданки», если были, то не то, чтобы в первые дни, в первые часы совместного пребывания. После чего сержанты (командиры отделений или заместители командиров взводов) быстро объясняли таким товарищам, что они во многом не правы и было забавно видеть, как самые еще недавно ретивые выполняют ту же самую работу, что и 17-18 летние. Иногда поступали по-другому.
С.Казакпаев (выпускник СВВПСУ): «По прибытию на место, в казарму, каждому из нас Н.Маслов поставил задачу по наведению порядка. Мне он определил умывальник и туалет, Филичкину – кубрики и «взлетку», а В.Петайкину – все оставшиеся помещения. Предупредив, что через определенное время придет и проверит, сержант ушел, и мы принялись наводить порядок. Я добросовестно помыл полы, протер кафель, зеркала, раковины и каждый из унитазов залил несколькими ведрами воды. Закончив уборку, я стал дожидаться прибытия сержанта для проверки. Он вскоре появился и, как мне показалось, остался доволен тем, как я навел порядок. Единственно, что ему не понравилось и он сделал замечания, так это то, что недостаточно хорошо помыты унитазы. Я ему объяснил, что унитазы мной вымыты, а копаться в дерьме я не буду, потому, как я не являюсь нарушителем воинской дисциплины. Н.Маслов, выслушав меня и ничего не сказав, взял тряпку и принялся мыть один из унитазов, при этом почти по локоть окунул свою руку в нечистоты. Увидев, что сержант, командир, моет унитаз, я бросился мыть соседний. Вскоре сержант ушел. Я же вымыл все унитазы так, как показал мне сержант. После этого случая, я и без того безгранично уважающий сержанта, прослужившего два года в армии, проникся к нему еще большим уважением…».
В этом была сила курсантского коллектива, что оно включало в себя представителей разных регионов, разных национальностей. Дополняя друг друга, они становились сильными и, что не подлежит никакому сомнению, очень дружными. Помогали тем, кому тяжело, в учебе, в жизни, в спорте. Никого не бросали на марш-бросках, тащили на себе. Великий стимул – страх быть отчисленным из СВВПСУ без разборов на месте, включая и жертву драки, сдерживал даже самые горячие головы. Драк и конфликтов в курсантской среде было мало, что для многих покажется невероятным, хотя желания подраться было более чем достаточно. Особо непримиримые бойцы устраивали встречи в увольнениях, но подобные джентльменские драки по договору больше напоминали благородные дуэли. В тоже время естественные конфликты с местным населением периодически случались, но абориген, рискнувший тронуть курсанта, еще более рисковал быстро оказаться уже перед несколькими физически крепкими бойцами, готовыми прикрыть своего товарища. Система оповещения в увольнении работала четко, что проверялось жизнью неоднократно.
Воинская дисциплина, общая для всех и сформулированная на бумаге, была вещь понятная и неоспоримая, однако, как и многие другие правила армейской жизни, в каждом отдельном месте имела свои особенности. Со временем в курсантской среде развилась свойственная военному училищу субкультура. Она начинала проявляться в первые же дни, когда каждый из перешедших из состояния абитуриента в состояние курсанта, как правило, заводил себе маленькую записную книжку, в которую записывал самые, как ему казалось, умные и остроумные выражения.
Эту привычку принесли курсанты, поступившие из армии, но ко второму курсу она уже благополучно отмирала. В принципе, содержание блокнотов разнообразием не отличалось. Думаю, что каждый из нас до сих пор помнит, как в этих книжках расшифровывали слово курсант: Колоссальная Универсальная Рабочая Сила Абсолютно Нежелающая Трудиться.
Появился свой, исключительно симферопольский сленг, который тоже был конгломератом языка военного и студенческого. Из армии пришло сокращенное наименование командиров: «замок» (заместитель командира взвода), «комод» (командир отделения), «взлетка» (длинная покрытая коричневым, как правило, линолеумом территория, проходящая через центр расположения рот, обычно место всех построений), «вшивник» (предмет неуставной формы одежды, одетый под униформу особенно в холодное время года), «губа» (гауптвахта или арест с содержанием на гауптвахте, иногда общее название военной комендатуры Симферопольского гарнизона), «залет» (то или иное нарушение, грозящее знакомством с «губой»). Из студенческой среды пришли «препод» (преподаватель), «пара» (учебное занятие), «шара» (трудно переводимое слово, но много значащее для каждого курсанта; скорее всего – курсантское счастье). Своими курсантскими выражениями были «минус» (курсант первого курса, по напоминающему арифметический знак грустному виду одинокой нашивки-курсовки первокурсника), «порнография» (плохо выполненная работа, ненужный предмет), «кадет» (курсант, прибывший в Училище из одного их Суворовских военных училищ ).
Потом появились «дискотека» (кошмар любого курсанта из состава наряда по столовой – работу у посудомоечной машины), «стаж» (стажировка в войсках). Со временем появились исконно наши, в основном «географические» термины: «пушкарь» (ул. Пушкинская), «ДОФ» (Дом офицеров), «Пьяный угол» (укромный угол Училища, выходящий на ул. Севастопольскую и пер. Учебный, за учебным корпусом № 2, где была аудитория № 212 кафедры тактики и можно было незаметно перепрыгнуть через ограду, не рискуя по тем или иным причинам встретиться с дежурным или помощником дежурного по училищу), «магазин «Политработник» (гастроном недалеко от «пьяного угла» по ул.Севастопольской, посещение которого иногда вынуждало возвращаться таким оригинальным способом; хотя не все было так ужасно, чаще всего курсанты покупали в нем кефир, молоко, прочие мелочи, чтобы подкрепиться самим и угостить тех, кто не попал в увольнение).
Когда в училище в конце 70-х увеличили набор и сформировали батальон 4-х ротного состава, его немедленно окрестили «китайским».
Продолжать список можно до бесконечности, но в целом все термины были безобидными, не оскорбительными и никогда не нарушали личного достоинства человека.
Учились в основном добросовестно, хотя своих курсантских «хитростей» было предостаточно. Курсант, получивший двойку, имел только одну возможность пересдать неудачный предмет за счет своего короткого отпуска, обычно следующего после экзаменационной сессии.
В случае второго провала, у курсанта была реальная опасность быть отчисленным из Училища по неуспеваемости и быть отправленным в войска для продолжения службы до истечения, оставшегося до установленных Законом «О всеобщей воинской обязанности», двух лет, но уже в погонах с буквами «СА» без желтых курсантских кантов.

ЧАСТЬ III

0478
0096
0097
0098