WordPress

Начало XIX смотра спортивно-массовой работы среди военно-учебных заведений Министерства Обороны СССР. 1977 г.

Марш участников смотра. 1977 г.

Инструктаж судейской команды.

Сдача нормативов по гимнастике. 1977 г.

Полоса препятствий. 1977 г.

0279
0283
0281
0282

 В.Якубчик (Симферополь)
Спорт — как смысл жизни!

Наверное, львиная доля воспоминаний о днях, проведенных в Симферопольском ВВПСУ в качестве курсанта, у меня, как и большинства, прошедших его суровую школу, связана с физической культурой и спортом. И это легко объяснимо — училище умело формировать душу, закалять тело, делая то и другое не навязчиво, а, как часто говорили в те славные годы, методически грамотно.
Спорт в училище был не просто чистый спорт ради достижений или ради выполнения обязательной программы учебного плана ВВУЗа. Это была неотъемлемая часть отлично отлаженной системы идеологического воспитания и подготовки офицеров Вооруженных сил СССР. Носить на униформе знак спортсмена-разрядника было престижно. В том числе и поэтому военные училища были замечательной школой жизни, основанной на великих традициях наших предков.
Создавая новую военно-воспитательную систему, советские армия и флот практически сделали гениальное открытие, предложив обществу, армии и государству внутренне цельную и ясную методику профессиональной подготовки и патриотического воспитания. Спортивные дисциплины заняли подобающее им место, дополнив работу спортивных секций, где они имели узкое практическое значения. Спортивная подготовка стала одной из важнейших военных дисциплин во всех военно-учебных заведениях. Спорт и физическая подготовка в военном училище смогли соединить в себе спортивную секцию, лучшие формы армейской подготовки и идейно-патриотическое воспитание. Все это объединялось высокой идеей воинского служения своему народу и стране, что, в конечном итоге, рождало в молодом человеке чувство жертвенной любви к Родине.
Вся действительность Симферопольского ВВПСУ с первого дня пребывания в его стенах ориентировала на три главные вещи — учебу, дисциплину и спорт. Уже став офицерами, мы сами поняли, что система физической подготовки в училище позволяла готовить офицеров разносторонне физически подготовленных, обладающих навыками и умениями, позволяющими уверенно действовать в различных экстремальных ситуациях, способных стойко переносить тяготы и лишения воинской службы.
Учиться в училище было сложно, но очень интересно. Едва ли не на каждом занятии преподаватели внушали нам: «Мы учим вас пониманию того, что только тот достигает вершин в жизни, кто последователен, коммуникабелен, упорно трудится, не пасует перед трудностями, а старается их преодолевать».
Это были не простые слова. Это была идеология бытия: именно спорт позволял в кратчайшие сроки сделать из курсантского подразделения, сформированного из людей разных, собравшихся со всех концов страны, спаянный коллектив, объединенный единой задачей.
В принципе мы и были единой командой. Своеобразной сборной СССР, выступавшей во многих видах спорта одновременно, но сориентированной на главную задачу – защиту Отечества.
Спорт был инструментом, который способствовал нашему нравственному и эстетическому воспитанию, укреплению и развитию межличностного общения. В рамках курсантского взвода было не важно, кто из нас идет к рекордам, а кто просто занимается самосовершенствованием, главное — это нравственная позиция по отношению к однокурсникам.

Командиры – личный пример
Главным принципом которым руководствовались училищные наставники по отношению к нам был, конечно, личный пример командиров. В этом отношении мне повезло. Отличными спортсменами были как командование батальона, так и офицеры курсантских подразделений. Некоторые оказались людьми просто уникальными. Какого восторга стоили легко выполняемые командиром 1-го батальона полковником Тихончуком упражнения на всех гимнастических снарядах! При этом он, будучи участником Великой Отечественной войны, все это умудрялся делать с легким офицерским шиком, даже не снимая снаряжения.
Но и наш всеми обожаемый командир 4-го батальона полковник Ю.А. Мошкин, годившийся нам в отцы, ничуть не уступал ему. Фанатично увлеченный баскетболом, комбат входил в состав сборной команды училища, став со временем ее внештатным тренером и душой.
Закаляя нашу волю, он воспитал из нас победителей. Благодаря ему, попав на Байкало-Амурскую магистраль в мостовой полк, я в любой, пусть самой сложной ситуации, был уверен в себе. Это помогло мне выполнить свой воинский долг. И сегодня горжусь своей службой с Юрием Алексеевичем, оставшимся для меня навсегда эталоном офицера, образцом командира подразделения в военном училище.
Что касается командиров рот и взводов, то среди них представить кого-либо с избыточным весом было просто невозможно. Спортивная подтянутость нашего первого командира роты капитана Н.Семенова всегда вызывала восторг и уважение курсантов, которые относились к нему с чувством глубокого уважения за его человеческую и командирскую мудрость.
Большинство младших офицеров были примером курсантам, как например, командир нашей 12-й роты тогда старший лейтенант А.Иванченко – образец офицера во всем, начиная с внешнего вида, всегда идеально начищенных сапог. Его крылатые слова: «Как прекрасно видны недостатки командира через запотевшие стекла противогаза», цитировали все. С его «легкой» руки роты, проводящие занятия на стрельбище, стали ходить на полигон пешком. Сам отличный спортсмен, кандидат в мастера спорта по боксу, Анатолий Афанасьевич, приняв роту в конце 3-го курса, уже в начале 4-го быстро вывел ее в категорию лучших спортивных коллективов училища.
Под стать ему были командиры взводов: старшие лейтенанты В.Иваненко и С.Сергеев, на плечах которых лежала основная работа по организации спортивной подготовки в подразделении.
Эту категорию составляли в основном выпускники СВВПСУ. Критерием продолжения после выпуска службы в училище был, в том числе, высокий уровень личной спортивной и физической подготовки. Взводные офицеры искренне любили свою работу и жили ею. На их плечах лежала основная нагрузка по обучению курсантов и организации их повседневной жизни. Находясь с нами от подъема до отбоя в поле, на стадионах, плацу, стрельбище, в учебных классах, они честно отдавали нам свои обширные знания, прекрасно владея своим высоким профессионализмом, более тонким пониманием путей и механизмов достижения целей. Соответственно результаты их работы были высокими. Стилем организации занятий по физической подготовке у них был «делай, как я» и уж точно не «делай, как я сказал».
Мой первый командир, старший лейтенант С. Сергеев, человек большой физической силы, в военном училище хорошо постиг ратное дело. Наш курсантский выпуск был первым в длинной успешной военной карьере Сергея Сергеевича. Через четыре года он принял под командование роту. В дальнейшем стал командиром батальона.
Это был выдержанный, заботливый, умеющий поддерживать дисциплину в подразделении офицер. Его принцип – курсанта надо не жалеть, а беречь. Сначала было трудно, но уже в войсках его науку вспоминал с благодарностью.

Преподаватели – организация и методика
Основную организационную и методическую нагрузку по нашему физическому воспитанию несла на своих плечах кафедра физической подготовки — важнейшая кафедра в деле становления юношей в настоящих воинов. Без физических нагрузок вчерашние мальчишки не смогли бы пройти такой трудный и тернистый путь, как учеба в высшем военном училище.
В вопросах физической подготовки и спорта училище было в числе наиболее сильных ВВУЗов Советской Армии. В этом заслуга в первую очередь офицеров кафедры, в том числе ее начальников. В наше время это были полковник В.Барабанов, затем – подполковник Н.Власенко.
Там было на кого равняться, некоторые из офицеров кафедры были поистине спортсменами-универсалами. Например, тогда еще майор, затем подполковник А.Павленко – многократный чемпион КОдВО по офицерскому многоборью, по легкой атлетике, по стрельбе. Он до сих пор с завидной регулярностью привозит в Крым кубки с международных соревнования, правда, уже среди ветеранов.
Училищем мы могли гордиться еще и потому, что в нашей среде были те, кто пополнял ряды Олимпийской сборной СССР. Таких тогда было немало. Мастер спорта международного класса по легкой атлетике подполковник А.Решетняк, участник Олимпийских игр 1980 г. в Москве, победитель легкоатлетических матчей СССР-США, неоднократный чемпион СССР, обладатель кубка Вооруженных Сил. Мастер спорта СССР С.Шкварчук, чемпион Европы по стрельбе из пистолета. В 70-е годы они были такие же курсанты, как и мы.
На кафедре преподавало 5 мастеров спорта СССР, 7 кандидатов в мастера по различным видам спорта: Н.Власенко, А.Швецов, А.Аверин, Н.Говоров, П.Москаленко, В.Барабанов, В.Серегин, А.Павленко, Г.Тищенко и другие.
Нет смысла перечислять всех курсантов, которые во время учебы в училище воплотили в жизнь девиз кафедры: «Мастерами спорта не рождаются, ими становятся» и стали именитыми спортсменами. Только в нашем взводе за сборную команду училища выступали В.Шерстобит (гандбол), Б.Птицын (баскетбол). В роте лучшими были ставшие еще в стенах ВВУЗа мастерами спорта А.Пальчиков, Ю.Кубицкий
Целенаправленная работа преподавателей и командиров давала свои результаты. С первых выпусков офицеров и до последнего дня существования СВВПСУ давало выпускников, которые, по отзывам из войск, по вопросам личной физической подготовки, организации и проведения различных ее форм являлись одними из лучших в Вооруженных силах.
Команда училища в 1986 г. одержала трудную победу в чемпионате ВВУЗов МО по стрельбе. Сборные команды училища на XXXII спартакиаде КОдВО заняли первые места по спортивной гимнастике и легкой атлетике; вторые — по военному троеборью и многоборью взводов. Училищу вручен кубок по стрелковому спорту. По итогам XIV смотра спортивно- массовой работы училище получило хорошую оценку МО СССР.
Кафедра прилагала максимум усилий, чтобы спорт стал в училище «культом» и, нужно сказать, во многом ее коллективу это удалось. СВВПСУ всегда обладало первоклассным спортивным комплексом, включавшем в себя отлично оборудованные спортивные залы, стадион, поля для игры в ручной мяч, волейбол, баскетбол. Турники, перекладины, брусья, устройства для индивидуальных тренировок с тяжестями можно было встретить едва ли не на каждом шагу и они никогда не пустовали. Популярное в Советской Армии выражение: «Что ни отдых — то активный, что ни праздник – то спортивный» — было реальностью повседневной жизни училища. Не менее раза в месяц весь личный состав в порядке подразделений со всеми командирами совершал марш-броски с выкладкой на 6 или 10 км.
Сильнейшим воспитательным элементом были проводившиеся в училище летняя и зимняя Спартакиады. По своей сути, это были наши внутренние, корпоративные Олимпийские игры, растягивавшиеся на учебный семестр, проводившуюся по всем самым жестким правилам без малейшего формализма. Все это время каждое подразделение разбивалось на внештатные группы – команды по тому или иному виду спорта.
Соревнования проходили в течение всего года по 15 видам спорта (8 – олимпийским, 7 – военно-прикладным). Как правило, победа доставалась наиболее подготовленным подразделениям 4-го курса, но бывали в этой бескомпромиссной борьбе и исключения.
Всем, побывавшим в музее училища, довелось своими глазами увидеть хрустальный кубок и Почетную Грамоту МО СССР, которыми Симферопольское ВВПСУ было награждено за 3-е место среди высших военно-учебных заведений Министерства обороны и 1-е место среди военно-политических училищ по итогам XIX смотра спортивной работы в Вооруженных Силах.
Честь защитить имя училища в этом смотре выпала нашему подразделению. На всю жизнь в памяти осталось то, как личный состав проявил себя в сдаче нормативов смотра. Курсанты нашего 3-го взвода 12-й роты к финишу кросса на 1000 м. пришли с результатом не менее 3-го спортивного разряда. Скажу честно, от многих тогда такой «прыти» не ожидал!
В последующем, правда, уже нашим последователям, успех повторить не удалось, но в смотрах среди воинских частей и ВВУЗов КОдВО СВВПСУ постоянно занимало 1-е место, успешно «переигрывая» традиционных конкурентов – курсантов Одесского высшего военного артиллерийского командного училища.
Была еще одна категория преподавателей, которая служила для нас образцом для подражания, при этом ведя с нами занятия по совсем не «спортивным» дисциплинам. Кандидат наук А.Кулипанов, читавший в нашем взводе курс политэкономии, вызывал восторг не только своими энциклопедическими знаниями и отличными способностями доходчиво передать знания нам, но и своими достижениями в одном из наиболее почитаемых курсантами видов спорта. Он был мастером спорта по боксу.
Со временем менялся преподавательский состав кафедры физической подготовки и спорта. Места убывших офицеров кафедры занимали другие, среди которых были и выпускники Симферопольского ВВПСУ, лучшие офицеры–спортсмены из войск. Но всегда неизменными остались славные спортивные традиции училища, которые благодаря энтузиазму и стараниями всего коллектива кафедры, усердием личного состава курсантских подразделений были не только сохранены, но и приумножены.

Курсанты и спорт
Сам по себе спорт в Симферопольском ВВПСУ делился на две категории: обязательный и общественный. Правда, усилиями методистов кафедры физического воспитания они так перемешивались, что их границы размывались.
Обязательный спорт включал сдачу спортивных нормативов предусмотренных учебным планом и общевоенных норм военно-спортивного комплекса (ВСК). Это было не так просто, требования были достаточно жесткими, особенно для курсантов, поступивших в училище сразу после окончания школы.
Моей категории, то есть тем, кто пришел в училище после некоторого периода срочной службы в Вооруженных силах, было несколько легче. Но благодаря грамотной работе с нами преподавателей и командиров уже к концу 1-го курса положение выравнивалась и уже многие «гражданские» на равных выполняли положенные учебным планом нормативы с «армейцами», иногда и превосходя их.
Что касается разрядников по одному из видов спорта, то практически все выпускники являлись таковыми – это было обязательным требованием, предъявляемым программой обучения в училище к курсантам.
Распорядок дня был обычным, но жестким. Каждый день начинался физической зарядкой.
В 7 часов утра звучала команда: «Рота, подъем! Построение на физическую зарядку! Форма одежды № 3».
И ничего что за окном свежее прохладное утро. У нас был самый бегающий взвод. Во время бега все мысли сведены к одному: терпеть, не сдаться, добежать. Каждая зарядка всегда заканчивалась. В начале обучения — к счастью, далее — просто, перед выпуском — к сожалению. Мы не только привыкали к нагрузкам, но и принимали их легко, без принуждения и понуждения.
Кроссы на 1, 3 км, марш- броски на 6 и 10 км были обычным явлением. Полоса препятствий, с которой мы «встречались» едва ли не каждый день, особенно на младших курсах, требовала большой сноровки и силы воли при выполнении норматива ВСК, тем более при выполнении норм 2-го разряда, которые были обязательными для курсанта старшего курса. Особенно «весело» было проходить «лабиринт», после которого нужно было метать гранаты на точность в амбразуру. Приходилось, «не думать о секундах свысока»…
Ежедневно, почти в любую погоду проводилась утренняя физическая зарядка. В училище работали секции по разным видам спорта и занятия в них всегда привлекали большинство курсантов. Это было не просто так и совсем не для того, чтобы чем-то заполнить свободное время. Скучать и без спорта было некогда.
Популярности спорта и физической подготовки способствовали встречи с выпускниками училища. Их всегда отличала хорошая физическая подготовка, способствуя служебному прохождению в войсках. Из каждой встречи с предшественниками мы выносили много полезного для себя, в том числе и то, что слабому физически в войсках нечего делать равно как и слабому духом.
Наверное, в том числе и поэтому, мы не роптали, ибо понимали, что в стенах СВВПСУ встретились лишь с самыми первыми сложностями и должны готовить себя к жизни в современных условиях, к нелегкому офицерскому труду.
Что касается «общественной» составляющей нашего спортивного воспитания, то это была одна из самых приятных обязанностей пребывания в СВВПСУ. Приходилось участвовать в обеспечении спортивных мероприятий высокого уровня, которые часто проводились в Крыму. Одними из самых запомнившихся были дни, проведенные в качестве судей на Всесоюзных детских соревнованиях в легендарном «Артеке».

После училища
Офицерский путь, пройденный мной после окончания училища был не легким. Начинать службу пришлось не только в одном из самых славных, но и не менее сложных родов войск – Железнодорожных войсках, но и на самом трудном участке решаемых ими задач – Байкало-Амурской магистрали.
На плечи заместителя командир по политической части легла нагрузка самому организовывать спортивную и спортивно-массовую работу в подразделении. И вот здесь, как никогда, пригодился опыт наших наставников в училище. Нужно сказать, что выпускники Симферопольского ВВПСУ часто оказывались на голову выше в вопросах личной физической подготовки чем наши коллеги по роду войск – выпускники командных училищ.
Уже вернувшись в училище на должность сначала командира взвода, а затем командира роты курсантов войсковой опыт помог без проблем убедить подчиненных в прописной истине, что какой бы технически совершенной ни была армия, как бы ни было автоматизировано управление войсками, каким бы мощным ни явилось оружие, однако, решающей силой в достижении победы на поле боя как был, так и остается воин, обладающий высокими морально-боевыми качествами. На той же Байкало-Амурской магистрали лучшие результаты показывали подразделения, в которых был более высокий уровень физической выносливости.
Нужно сказать, что спорт был тем рациональным зерном, которое помогла мне и командирам взводов (кстати, отличным спортсменам) в кратчайшие сроки создать в роте атмосферу индивидуального стремления каждого вперед и общей нацеленности коллектива на результат.
Уже к концу первого моего командования 18-я рота вошла в тройку победителей спартакиады Симферопольского коллектива, неожиданно для многих оставив традиционных победителей – подразделения старших курсов.

Вместо эпилога
Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганской Республике, Чечне и Северном Кавказе, восстановительных работ в зоне Чернобыльской АЭС, службы на строительстве БАМа особенно наглядно показал большое значение физической подготовки войск. Именно поэтому во многих приказах министра обороны Российской Федерации подчеркивается, что физическая подготовка всегда, а в современных условиях особенно, играла и играет важную роль в повышении боеспособности войск. В этом есть правда и смысл.
Люди, прошедшие «школу спорта» Симферопольского ВВПСУ, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из выпускников СВВПСУ утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью.
Я бережно храню свою первую офицерскую награду – медаль «За участие в строительстве БАМа». Когда смотрю на нее, то, ощущая руками благородную тяжесть метала, понимаю, что никогда бы не достиг тех вершин, которые сумел достичь, не пройдя, в том числе, прекрасную школу училищного спорта.

В.Якубчик, подполковник, выпускник Симферопольского ВВПСУ 1979 г. (3-й взвод 12-я рота)
 

На дистанции марш-броска на 6 км. 1977 г.

Старт кросса на 1000 м. 1977 г.

После подведения итогов смотра. 1977 г.

Подполковник А.Павленко и его чемпионы-воспитанники.

Личный состав училища на открытии I Всесоюзных детских спортивных соревнований «Старты надежд». 1978 г.