WordPress

1598

Валерий Маляров — учеба в СВВПСУ. Сержант.  

1599

Валерий Маляров — лейтенант. Выпускник СВВПСУ.

1601

Полковник Валерий Маляров

1602

           Дмитриев Александр Андрианович (1922 – 1992 гг.). 
Родился в Тульской обл., Чернском районе, с. Гульково. В РККА и Советской Армии с 1940 по 1973 гг. Полковник, член ВКП(б). Участник Великой Отечественной войны. Заместитель командира и командир стрелкового батальона. Воевал на Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах. Трижды ранен в том числе тяжело. Награды: ордена Красной Звезды (1943 г.), Красного Знамени (1944 г.), Красного Знамени (1944 г.); медали «За оборону Москвы» (1944 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.), «За боевые заслуги» (1950 г.); ордена Красной Звезды (1956 г.), «Отечественной войны I ст.» (1985 г.).

1603

В лекционной аудитории. 1 курс. 1967 г. 

1604

1968 г. Крым. Перевальное. Ротные тактические учения. Внизу (слева направо) В. Маляров, В. Макаров, А. Линев. Вверху В. Ковальчук, А. Могилат. Валерий Макаров в роли агитатора проводит политинформацию.

1605

1970 г. После стажировки. Слева направо: В. Макаров, Ю.А. Дорохов, А. Клейман, В. Маляров

1606

1971 г. Кремль. Слева направо: В. Маляров, А. Бондаренко, Я. Ярымий, А. Клейман.

1607

1971 г. 3 взвод. Курсанты, сдавшие экзамен по немецкому языку. Слева направо: А. Клейман, В. Няня, В. Сачивкин, В. Солониченко, В. Маляров, А. Линев, А. Кушкин, И. Егорин, Н. Чертков, Н. Белозеров, Я. Ярымий.

1608

1969 г. Крым. На уборке урожая. В минуты отдыха. Слева направо: А. Могилат, А. Кушкин, В. Романченко, В. Маляров.

1609

1968 г. Июль. Учебный лагерь Перевальное. Геодезическая практика. В. Маляров, сержант, техник-строитель В. Соловьев, В. Сачивкин.

1610

1967 г. Симферополь. СВВПСУ. Валерий Маляров, Людмила Лобанько.

1611
1612

Валерий и Людмила Маляровы.

1613

С родными и близкими.

1614

1971 г. Курсантская семья. Новый год.

В.Маляров (Ленинград-Санкт-Петербург)

Мы были первыми…  Мои воспитания. Про Училище, про Друзей и Меня

Создание Симферопольского высшего военно-политического строительного и других училищ по видам и родам войск связано с постановлением ЦК КПСС от 21 января 1967 г. «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском флоте».

Училище организовано на базе Симферопольского строительного техникума МО СССР 1 июня 1967 г. Училище готовило офицеров-политработников с высшим образованием по специальности «военно-политическая строительная» для военно-строительных и военно-железнодорожных подразделений (рот). Гражданская специальность – учитель истории СССР и обществоведения средней школы. В ходе учебы нам предстояло освоить целый ряд предметов. Это партийно-политическая работа, история КПСС, научный коммунизм, марксистско-ленинская философия, политэкономия. Они должны были дать базу для понимания той идеологии, которой тогда жила страна. Помимо идеологических предметов мы должны были освоить литературу, иностранные языки, элементы высшей математики, научиться чертить и читать чертежи и т.д. Будущий офицер – политработник должен хорошо освоить военные дисциплины: тактику, инженерное обеспечение боя, мосты и переправы, подрывное дело, различные типы радиостанций, военную топографию. Специальные дисциплины мы изучали в объеме строительного техникума. Итогом четырехлетней подготовки в училище должен был стать выпускник – военный профессионал для военно-строительных подразделений и частей с глубокими знаниями военной психологии и педагогики, теории и практики воспитательной работы, обладающий фундаментальной подготовкой по общественным, военно-техническим дисциплинам и широкой общенаучной эрудицией.

Историческая справка

Высшие училища имели в качестве предшественников средние военно-политические училища, курсы и школы политсостава. Начало планомерной подготовки кадров политработников было положено В.И. Лениным, Коммунистической партией в период создания Советских Вооруженных Сил.

Система подготовки кадров политсостава складывалась в соответствии с развитием Вооруженных Сил и задачами организации партийно-политической работы в войсках и на флотах. Она являлась «добавочным оружием Красной Армии» (М.В. Фрунзе). Приказом наркома по военным делам от 25 сентября 1918 г. были созданы курсы военных комиссаров, агитаторов, политических и клубно-библиотечных работников. К осени 1920 г. в тылу и на фронте действовало более 200 курсов и партийных школ по подготовке политсостава. В 30-е гг. в период технического перевооружения армии и флота продолжилось совершенствование подготовки кадров политработников, часть школ и курсов реорганизованы в средние военно-политические училища. В годы Великой Отечественной войны сеть средних политучилищ и школ была расширена, сокращены сроки обучения. Особое внимание уделялось практике партийно-политической работы в боевой обстановке. В 1941-1942 гг. при политуправлениях фронтов и политотделах некоторых армий действовали 28 военно-политических училищ, подготовивших 300 тыс. политработников среднего и старшего звена. К лету 1943 г. свыше 130 тыс. политработников были переведены на командные должности.

В войну на 12-миллионную армию приходилось 3 миллиона офицеров в том числе 150 тысяч политработников. Коммунисты составляли 25% личного состава РККА, комсомольцы – 20 %. В 1941-1945 гг. погибли 6 миллионов коммунистов, 51 % состава ВКП(б). Партия была воюющей партией. 6 июня 1941 г. по указанию Гитлера вермахт получил приказ о комиссарах. Он предусматривал немедленный расстрел взятых в плен политработников, как «носителей сопротивления». Этот приказ выполнялся с немецкой пунктуальностью. 22 июня 1941 г. Гитлер в обращении к нации объяснил вторжение в СССР необходимостью обеспечить безопасность Европы, а в заключение отметил, что в этом «нам поможет Бог». В дивизиях вермахта служили католические капелланы, которые расправы над пленными оправдывали «так угодно господу». «Крестовый поход» фашистской Германии, ее европейских сателлитов против СССР потерпел крах. Политработники РККА в большинстве случаев честно и добросовестно оказывали помощь командирам: мобилизовывали, вдохновляли, личным примером вели воинов на борьбу с жестоким врагом.

За годы войны 211 политработников стали Героями Советского Союза. В их числе младший политрук А.К. Панкратов – первым в истории закрыл своим телом вражеский ДЗОТ 24 августа 1941 г. в бою возле Великого Новгорода, панфиловец – политрук В.Г. Клочков 16 ноября 1941 г., погибший при отражении танковой атаки немцев у Дубосеково, защищая Москву. В золотом фонде летописи Великой Отечественной войны есть фотография М.В. Альперта «Комбат».

После войны роль политработников признал побежденный враг. «В действительности комиссары были политически активные и надежные солдаты, чей общий уровень образования был выше, чем у большинства советских офицеров. Он должен быть в состоянии самостоятельно решать чисто боевые задачи… Политрук роты стать командиром роты, комиссар дивизии – командиром дивизии. Чтобы соответствовать такому уровню требований корпус политработников естественно должен состоять из железных людей, преданных власти, и в первой половине войны эти люди, как правило, составляли главную движущую силу советского сопротивления и твердо следили за тем, чтобы войска сражались до последней капли крови. Они могли быть безжалостными, но в большинстве случаев они не жалели и себя»..

После окончания войны в Вооруженных Силах СССР произошли большие перемены. Это коснулось состава, названия, руководства, технического оснащения, подготовки кадров, в том числе политработников. К 1 марта 1953 г. в Советской Армии насчитывалось 5,4 миллиона человек, а политработников готовили 13 средних военно-политических училищ. После смерти И.В. Сталина Н. Хрущев решил сократить военно-политические училища. Он считал, что на должности политработников можно ставить любого офицера, не справляющегося со своими обязанностями – командира, тыловика, техника. Мол там можно языком чесать без вреда для службы. Это он будто о себе демагоге и болтуне говорил. Во второй половине 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. армию и флот по его инициативе сократили на 3,5 миллиона человек. Выбросили на улицу без пенсии, жилья самую преданную сознательную часть общества – офицеров. В годы работы на заводе в Краматорске знал многодетного офицера – капитана, уволенного без жилья и пенсии. Он работал подручным на станке по соседству. Даже богатый русский язык не смог бы передать палитру его выражений в адрес «главного кукурузника» страны. «Никита-чудотворец» еще много, где наломал дров, но это не тема нашего очерка.

Создание в 1967 г. высших военно-политических училищ восстановило историческую справедливость. В этом есть заслуга нового руководителя СССР Л.И. Брежнева. Еще в 1935-1936 гг. он служил срочную службу курсантом-политруком в учебной танковой роте в Забайкалье (пос. Песчанка возле Читы). По окончании школы получил первое офицерское звание – лейтенант.

Мы были первыми 1967-1971 гг.

В начале августа 1967 г. военные строители-абитуриенты из Байконура прибыли в столицу Крыма, военный городок на улице Луговой. Здесь проходили медкомиссию, сдавали экзамены кандидаты из внутренних военных округов и гражданская молодежь. К концу августа 1967 г. мандатная комиссия завершила формирование первого набора курсантов. Сформированы 1 и 2 роты, каждая в составе четырех взводов, всего 250 человек. Из 20 байконурцев конкурсное сито прошли трое: Валерий Соловьев, Аркадий Елисейкин и я.

С В. Соловьевым оказались в 3 взводе 2 роты, нас назначили командирами отделений. Во взводе 31 человек, но по итогам полутора лет учебы осталось 28. Отчислялись по состоянию здоровья, в том числе мой добрый друг – одессит сержант В. Соловьев. В конце 1968 г. он уехал на родину в г. Березовку Одесской области. Много лет возглавлял строительно-монтажный участок, был награжден орденом «Знак Почета», воспитал двоих дочерей. В нашем взводе 15 человек служили в войсках, 13 – гражданская молодежь. По национальности 19 – русские, 8 – украинцы, 1 армянин. 21 имели рабочие профессии. По возрасту от 17 до 22 лет, в основном 18-20 лет.

У троих было среднетехническое образование, у остальных полное среднее.

«Блатных» во взводе не было. Несколько человек из военнослужащих были кандидатами партии, остальные – комсомольцами.

Начальником училища стал опытный политработник – фронтовик, талантливый педагог, воспитатель, полковник (затем генерал-майор) Аверин Александр Семенович. Он назначен в училище с должности начальника политического отдела мотострелковой дивизии Ленинградского военного округа.

Перед началом учебного года на партийном собрании с участием курсантов – коммунистов начальник училища отметил нашу роль взрослых людей, имеющих опыт военной службы, попросив быть его опорой в сложный период становления училища. Он делал упор на нашу сознательность, распорядился для всех курсантов – армейцев изготовить пропуска. После ужина и до отбоя мы могли свободно выходить в город.

Главное условие – быть примером в учебе и дисциплине для молодых курсантов. Он был открытым, многих сержантов знал в лицо, при его появлении к нему тянулись люди. По его инициативе с разрешения политуправления округа в курсантском кафе на территории училища нам разрешалась продажа сухого вина и пива. В выходные дни мы могли отмечать там дни рождения. Ни в одном политучилище такого не было. Этот эксперимент продержался полгода, никто границу дозволенного не переступал. К сожалению для большинства сознательных нашлись те, кто нарушил договор. Стал приносить в кафе напитки покрепче. Это было выявлено и Александр Семенович объявил нам о прекращении неудачного опыта.

Первого сентября 1967 г. в училище начались занятия. Это был сложный период его истории. Самого училища, как такового, еще не было. Была лишь территория, обозначенная колышками и несколько зданий. Мы курсанты первого набора принимали самое активное участие в строительстве училища, его материальной и учебной базы.

В конце августа 1967 г. нашему взводу командование поручило важную задачу телефонизации училища. Начальник связи училища подполковник В. Теплухин в воспоминаниях писал: «Надо положить кабель от штаба училища на другую территорию. Кем, чем? Чтобы проложить кабель через ул. Севастопольскую ее надо вскрыть, проложить трубы, закрыть по всем правилам песком и кирпичом. А чтобы выполнить эти работы городские власти дают только 3 часа ночного времени без остановки движения по улице». Мы с помощью компрессора, отбойных молотков, переходивших из рук в руки вскрыли дорожное полотно, а далее работали лопатами. Утром троллейбусы двинулись на Ялту, а мы уставшие, грязные, но довольные собой пошли приводить себя в порядок.

Летом 1968 г. нам поручено строительство водовода от горного источника в учебный лагерь училища в поселке Перевальном. В горах растаскивали тяжелые чугунные трубы, из валунов строили опорные стены, выравнивали трассу. Задача была выполнена и в лагере появилась чистая, ключевая вода. В ходе работ мы учились дружить, помогать друг другу и таких примеров предостаточно.

Командиром 1 учебного батальона курсантов стал фронтовик, строевой офицер, подполковник (затем полковник) Дмитриев Александр Андрианович. Высокий, стройный, подтянутый офицер, на которого нам хотелось быть похожими. Требовательный, но одновременно чуткий, отзывчивый и справедливый командир. Он не умел выслуживаться, никогда не подстраивался под другое мнение, даже начальственное, брал под защиту курсантов, допустивших те или иные проступки. Его не боялись, а уважали за честность и порядочность.

Командиром нашей 2 роты назначен капитан (затем майор) Дорохов Юрий Алексеевич. Он участник событий в Венгрии осенью 1956 г. В ходе боестолкновений получил тяжелую контузию. Пользовался уважением у курсантов, умел найти подход к каждому из нас. По счету мы были второй ротой, но в соревновании с первой стремились быть впереди по учебе, дисциплине, спорту, самодеятельности.

На протяжении 4 лет учебы получили большой объем знаний и практических навыков по ряду общественных, военных, общеобразовательных и специальных дисциплин. Обучение вели 11 кафедр.

Всего сдавали экзамены и зачеты по 46 дисциплинам, прошли производственное обучение и практику на объектах училища, выполнили 4 курсовых работы по специальным дисциплинам, стажировались в должностях командира военно-строительного взвода и заместителя командира военно-строительной роты по политчасти. В завершение учебы сдали 3 госэкзамена по истории КПСС, партийно-политической работе в Вооруженных Силах СССР, технологии, организации и экономике военно-строительных работ.

Большое внимание уделялось исторической подготовке. Мы высоко ценили как личность, крупного ученого-историка, великолепного лектора, начальника кафедры истории КПСС полковника Гончарова Дмитрия Дмитриевича, прибывшего в училище из старейшего Львовского ВВПУ.

Он умел нас заинтересовать, учил самостоятельно искать знания, вести дискуссии. Под стать начальнику были и его преподаватели И. Суменко, В. Сердюк, А. Кротов, С. Шамилев. Они вели с нами занятия на протяжении 4-х лет. Все защитились, оставили свой след в нашей судьбе, научили правильно оценивать настоящее через оценку прошлого и видеть ростки нового. В каждой теме обязательно присутствовала история военных строителей, начиная от оборонного зодчества Киевской Руси. Старался вести полные конспекты лекций, тщательно готовился к выступлениям на семинарских занятиях. Эти конспекты мне еще долго помогали в начале офицерской службы.

Кафедрой партийно-политической работы руководил авторитетный политработник, опытный педагог, полковник кандидат педагогических наук Данченко Анатолий Михайлович. До 1970 г. его заместителем был полковник Бускунов Н.С. – фронтовик и байконурец, одновременно и секретарь парткомиссии училища. В период нашей учебы дисциплину вели опытные педагоги полковники Б. Баскин, И. Донских, А. Шалыгин. Это были люди фронтовой закалки, имевшие многолетний опыт руководящей практической работы в политорганах.

Несмотря на некоторое уничижительное отношение части офицеров в отношении этой ведущей дисциплины считаю, что в ней собрана квинтэссенция всего, чему мы обучались в училище. В ее основе лежало главное – найти подход к военным строителям, разбудить в них лучшие качества, мобилизовать, направить их усилия на выполнение строительно-монтажных работ в интересах обороноспособности страны.

Командир – строитель, перегруженный многими вопросами, мог отдать приказ, а замполиту нужно было обеспечить его выполнение, используя индивидуальный подход к человеку, определить интерес и перспективу дальнейшего развития. Те из нас, кто замыкался в скорлупе проведения собраний, оформлении ленкомнаты, ведении документации для проверяющих не могли завоевать авторитет у военных строителей, сержантов и офицеров роты. Наши педагоги обучали партполитработе не только в аудиториях, но и в ходе ротных и батальонных учений.

После окончания 3 курса проходил месячную стажировку командиром взвода в военно-строительном отряде в г. Овруч Житомирской области. Здесь работал с военными строителями, занятыми на строительстве жилья для танкистов. Получил опыт в планировании, расстановке людей, организации бригадного соревнования, учете работ и нормировании. В этом пригодился мой байконурский опыт. В нерабочие дни проводил политзанятия, организовывал спортивные и культурно-массовые мероприятия. Время пролетело незаметно, привез отличный отзыв и командир роты Ю. Дорохов, комбат А. Дмитриев остались довольны.

В феврале-марте 1971 г. стажировался в должности заместителя командира роты по политчасти в военно-строительном управлении Москвы.

Здесь была своя специфика. Попал в подразделение, состоявшее из выпускников строительных вузов, служивших год в проектном институте. Здесь сделал акцент на индивидуальные формы, политическое информирование и политические занятия. В выходные дни использовал богатые возможности столицы, организовывал выходы в музеи, театры.

С однокашниками – стажерами сами побывали в памятных местах Москвы. Все мы курсанты – стажеры 3-го взвода получили отличные отзывы о нашей работе в военно-строительных частях и организациях столицы.

В этих оценках большая заслуга наших учителей по общественным, общеобразовательным наукам, работавших в нашем взводе. Это офицеры Г. Козлов, В. Крет, А. Гапонов, А. Мещеряков, П. Лебедев, Н. Загородников, служащие СА И. Вишневский, Г. Стрелец, А. Карякин, Н. Шулежко, С. Пономаренко, Т. Аверина, Е. Свербилова и другие.

По военно-техническим дисциплинам прибывшие в Симферополь опытные инженеры-строители военных строек, окончившие Ленинградское высшее военное инженерное строительное Краснознаменное училище им. генерала армии А.Н. Комаровского: офицеры Г. Симонов, В. Филатов, В. Васильев, Б. Кочегаров, А. Гаранжин, В. Батюшко, С. Вавулицкий, фронтовик преподаватель тактики Е. Громаковский и другие. Наше глубокое уважение заслужил начальник кафедры воинских зданий и сооружений полковник Е. Бычков. Он член Союза архитекторов СССР, крупный профессионал, интересный как личность и с развитым чувством юмора.

Большой фактический материал по работе наших учителей собран в историческом очерке выпускника училища С. Ченныка «Мы – Симферопольцы!». Эта оригинальная, интересная работа раскрывает процесс становления, развития кафедр, служб училища от создания до его ликвидации.

Украшают очерк отзывы выпускников об учителях. Многие из них были личностями, прекрасными педагогами, что сказалось на нашей подготовке.

Помимо напряженной учебы, работы на училищных объектах мы оказывали помощь колхозам Крыма в уборке богатых садовых урожаев. В этих колхозах-миллионерах «Россия», «Дружба народов» иногда нам показывали процесс производства крымских сухих вин. Заканчивались мероприятия умеренной дегустацией этой продукции. Возвращались в родные пенаты веселые и довольные, пели песни.

Наш взвод отличался в лучшую сторону в исполнении строевых песен. В этом заслуга нашего главного запевалы, до поступления в училище был воспитанником военного музыкального оркестра артучилища Тулы А. Линева. Особенно хорошо у нас получались песни «Тульская оборонная» и военная «Эх, Ладога».

Первый вокально-инструментальный ансамбль училища был создан курсантами взвода Е. Рыжовым, А. Алясовым и А. Коровиным из 2-го взвода.

Членом сборной команды училища по борьбе был А. Могилат, ручному мячу – В. Любавин, легкой атлетике – В. Солониченко.

Взвод был очень дружный. Те, кто был лучше подготовлен по специальным дисциплинам (техники-строители В. Соловьев, В. Макаров. В. Шаманов) консультировали, оказывали помощь нуждающимся в ней.

В выходные дни ездили на экскурсии, в музеи, памятные места Крыма, ЮБК. В летнюю жару посещали пляжи Рабочего уголка в солнечной Алуште. Мы полюбили Крым еще и за красоту его девушек.

Первым отличился я. Мне приглянулась крымчанка, работавшая в санчасти училища. Она многим нравилась от курсанта до майора – преподавателя. По какой-то причине Люда остановила свой выбор на мне.

В ноябре 1967 г. готовился вступать в члены партии, из Байконура прислали рекомендации. Однажды обнаружил пропажу кандидатской карточки и доложил об этом по команде. ЧП произошло в казарме в ночное время. Это первый такой случай в училище. Был вызван на беседу к начальнику политотдела. Разговор свелся к тому, что пропажа, по его мнению, была совершена моей девушкой. Она, мол, заинтересована в моем отчислении, так как стремится выйти замуж. Ход его мыслей меня удивил. За время нашего знакомства с Людой убедился в ее искренности и добром отношении ко мне. Я ответил полковнику, что убежден в ее невиновности и неспособности совершить такой подлый поступок. Ему явно не понравился мой ответ и он пригласил на беседу Люду. После этого ей было предложено уволиться.

В ходе последующих разбирательств столкнулся с обманом, нарушением устава партии, давлением на членов парткомиссии, рассматривавших мое персональное дело. В декабре 1967 г. на заседании парткомиссии мне за потерю бдительности вынесли выговор и постановили выдать новую кандидатскую карточку.

Через 2 дня этот же состав комиссии исключает меня из кандидатов. Не поменяли своего мнения несколько офицеров-фронтовиков и начальник отделения кадров училища майор Г. Темежников. Но они оказались в меньшинстве.

На следующий день написал рапорт на отчисление из училища, прекратил ходить на занятия. Полковник Бускунов Н.С. несколько дней убеждал меня написать апелляцию на состоявшееся решение в парткомиссию округа. Он не смог ответить на вопрос о поведении политработников и членов парткомиссии, учивших нас, курсантов, честности и порядочности. В конечном итоге его авторитет, умение убеждать поколебали мое первое эмоциональное решение. В январе 1968 г. на заседании окружной парткомиссии в Одессе был подвергнут сильной критике. Как и ранее меня защищал Бускунов Н.С. Он знал многих генералов членов парткомиссии, так как до Байконура служил в политуправлении округа. В конечном итоге предыдущее решение отменили и мне была выдана новая кандидатская карточка со строгим выговором.

Это событие только укрепило наши отношения с моей избранницей, она стала моим крепким тылом и опорой в курсантской, затем офицерской службе. Вскоре мы подали заявление в ЗАГС и 27 апреля 1968 г. оформили наши отношения. Свидетель со стороны жениха В. Соловьев. Фактически это была первая курсантская семья, созданная в училище, да еще и первокурсником. Начальник политотдела, некоторые офицеры считали, что семейные узы помешают службе и учебе. Этого не произошло, учился вполне достойно и закончил училище со средним баллом 4,9. А уже к выпуску сложилась полноценная семья, родилась наша доченька Ленуся. Конечно, основная нагрузка легла на плечи моей половинки, которая успевала и трудиться, и создавать тепло, уют приходящему мужу-курсанту.

В период лагерного сбора в Перевальном произошел еще один случай, который привел к моему разжалованию в рядовые. Вечером попросил командира взвода отпустить в город на встречу с женой. Получил добро с условием вернуться к подъему. Ночью разбудил стук в дверь, дежурный потребовал прибыть в училище. Не стал ему ничего объяснять, а прибыл в училище утром. В этот же день состоялся совет училища, где в мою защиту выступил комбат А. Дмитриев. Он спросил у членов совета «Кто помнит свой медовый месяц?». А у него мол он был очень короткий и таким образом острота момента спала. Все засмеялись вместе с начальником училища. Но реагировать на проступок было необходимо и приняли решение о моем разжаловании. Об этом нам с моей боевой подругой по истечении многих лет на встрече выпускников рассказал очевидец обсуждения, полковник И.М. Колесникер. Вскоре предыдущего командира взвода сменил новый, техник-лейтенант В. Седых, выпускник Пушкинского военного строительно-технического училища. Он был моложе нас послуживших, но завоевал наше уважение своей порядочностью и доверием. Мы старались не подводить его.

Приближалось время выпуска. В 1971 г. после последнего курсантского отпуска и стажировки, мы прибыли в училище для подготовки к госэкзаменам. Буквально на следующий день нам назначили кросс на 6 км с полной выкладкой. Часть взвода не укладывалась в норматив и стали отставать.

Позади ехал на машине заместитель начальника училища, заслуженный офицер, полковник. Он остановил нас, устроил разнос, а в конце обозвал фашистами. Я мог простить ему многое, но только не это оскорбление. Мое поколение было воспитано в духе ненависти к нацизму, лишившего нас детства. И вдруг такой оборот. Долго не мог заснуть, думал, как быть дальше, жить, служить офицером с таким клеймом. Утром подошел к командиру роты и попросил передать полковнику мою просьбу, извиниться перед нами за свою горячность.

Ему очень не хотелось этого делать, но близился первый выпуск, опрос комиссии ГлавПУРа СА и ВМФ. В конце концов он извинился, а для меня это был урок на всю жизнь. Нельзя унижать человеческое достоинство даже в благих целях, в данном случае, для сдачи норматива по физподготовке.

Подходы командиров и политработников к оценке учебы в училище отразились в выпускной аттестации. В аттестации, составленной и утвержденной моими командирами отмечены достижения «Дисциплинированный, трудолюбивый, исполнительный курсант, отличник учебы. Умеет самостоятельно работать над книгой, много работал над овладением военными и техническими знаниями.

Расчетно-графические упражнения, курсовые проекты, задания по курсу партийно-политической работы выполнял добросовестно и в срок. Избирался в бюро первичной партийной организации, на собраниях активен. С оценкой отлично проходил войсковую стажировку. Зарекомендовал себя инициативным, требовательным, чутким командиром и политработником.

Пользуется заслуженным авторитетом среди товарищей, командиров и начальников. Партийная характеристика, написанная и утвержденная политработниками, в целом положительная, заканчивалась так: «На замечания старших и критику товарищей реагировал болезненно. Проявлял высокомерие».

Товарищи меня не критиковали, но система требовала безропотного повиновения. Попытки выразить собственное мнение, отличное от начальственного, жестко пресекались. Тем самым развивалось угодничество и приспособленчество.

Вскоре пришло время расставаться с родным училищем. 26 июля 1971 г. на центральной площади им. В.И. Ленина Симферополя, нам вручили дипломы. С приветственным словом выступил заместитель Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск генерал-полковник А.Н. Комаровский.

Хочу отметить его исключительную роль в создании ввуза. Это касалось выбора места в центре города, создания уникальной материально-технической базы, подбора кадров. В конце поздравления назвал нас своими первенцами, пожелал успешной службы в роли офицеров-политработников военно-строительных рот. В заключение заявил, что от его имени на места службы будут направлены телеграммы о предоставлении нам жилья. Помню, что мы этот жест военачальника приняли с огромной радостью, вверх полетели фуражки. Не менее нашего были воодушевлены его словами наши жены. К этому времени холостяками оставались считанные единицы.

Через 50 лет Александр Бондаренко составил фотоколлаж нашего выпуска. С него смотрят молодые лица лейтенантов, политработников-строителей. Что ждёт впереди этот небольшой отряд полпредов партии в

огромном военно-строительном океане. В середине 80-х гг. XX в. в Военно-строительном комплексе МО СССР служили, трудились 1 млн. 183 тыс. человек: офицеров, прапорщиков, сержантов, курсантов, солдат, военных строителей, а также рабочих и служащих.

Ниже приведу далеко не полные сведения о товарищах-однокашниках первого набора и выпуска.

  1. Наш замкомвзвода Илья Егорин останется в училище командиром курсантского взвода. Через несколько лет перейдёт служить в ВСО УНР в Ялте. В 80-е годы станет заместителем начальника этого управления по МТО. На закате СССР увидит, как генсек-перерожденец М. Горбачев под влиянием капризов жены, вместо оборонных строек, тратит миллионы народных денег на интерьеры дачи в Форосе. Уволится подполковником, вместе с женой Лидой вырастит двоих дочерей, будет стоять у истоков создания организации ветеранов училища. В 2021 г. в 50-ю годовщину первого выпуска, придёт на встречу, но вскоре уйдёт навеки.
  2. Александр Алясов. Самый молодой, выпустился в 20 лет замполитом роты в г. Тейково Ивановской области. С 1972 г. в особом отделе Тейковской ракетной дивизии, служил в органах КГБ, затем начальником налоговой полиции в г. Йошкар-Ола, полковник. К сожалению, Александра уже нет в строю ветеранов.
  3. Николай Белозеров. Наш отличник и умница, отличавшийся глубиной своих выступлений. Служил замполитом роты и помощником по комсомолу в политотделе УИР г. Мирный, Архангельской области, космодром «Плесецк». Поступил в ВПА, закончил её и адъюнктуру, стал кандидатом исторических наук. Служил в Камышинском ВВСКУ начальником кафедры, стал доцентом и полковником. Перевёлся в столицу, служил и работал на кафедре истории ВПА, в 1992 г. ставшей Гуманитарным университетом. Разработчик и соавтор лучшего учебника по Отечественной истории для военных вузов.
  4. Александр Бондаренко. Донбасовец, отличался трудолюбием, умением афористично выражать мысли. Получил закалку в период офицерской службы в 130-м УИР на Байконуре. Поступил в ВПА и единственный из нас закончил её с золотой медалью. Служил в Камышинском ВВСКУ, стал начальником кафедры, полковником.
  5. Анатолий Верченко. Начинал службу в Мирном Архангельской области, затем замполит ВСО в Чите, заместитель начальника политотдела в Подмосковье г. Солнечногорск и начальник политотдела в системе ГУСП МО в Вологодской области.
  6. Александр Демидов. Служил в Ленинграде. Начинал в военно-строительной роте, затем помощник по комсомолу в политотделе строительного управления округа. Перешел на аналогичную должность в Военно-медицинскую академию. Общение с однокашниками прервал на ранней стадии.
  7. Рудольф Едигарян. Мы шутили: «Самый (лучший, умный, весёлый и т.д. по выбору) из армян наш Рудольф Едигарян». Очень добрый, отзывчивый, щедрый, никогда не унывающий наш певец и весельчак. Его армянские песни всегда вызывали восхищение. Служил на Дальнем Востоке и Сахалине, уволился подполковником. Всегда приезжал на наши ветеранские встречи.
  8. Анатолий Клейман — наш с Людой близкий друг. Большая умница, активный, инициативный, целеустремлённый, способный преодолевать любые препятствия. С начала учёбы стал главным фотокором училища и нашего взвода. Учился отлично, но событие с марш-броском лишило красного диплома. Начав службу в Казахской ССР, г. Державинске, продолжил в г. Комсомольске-на-Амуре. Учился в ВПА (заочно). После окончания академии в 1981 г., направлен в г. Таллин, 2-е после Симферополя высшее военно-политическое строительное училище. Служил старшим преподавателем, стал кандидатом исторических наук, доцентом. С 1992 г. по 2003 г. в ЛВВИСКУ-ВИСИ-ВИТУ, старший преподаватель, полковник. Доктор экономических наук, профессор. После увольнения в запас длительное время работал в государственных и частных вузах Санкт-Петербурга. В частном вузе был заведующим кафедрой. С женой Катей вырастили сына и дочь. 1972 г. г. Целиноград. Телестудия 1982 г. Ленинград
  9. Василий Ковальчук. Погиб в автокатастрофе вскоре после окончания училища.
  10. Леонид Краснов. Наш правдоруб, очень открытый, прямой, честный товарищ. Его служба проходила в самых суровых климатических условиях Забайкалья и Крайнего Севера, требовала большого мужества и стойкости. Начинал в г. Чите, затем замполитом отряда в Иркутске, г. Могоча, Якутии и пос. Тикси на берегу Северного Ледовитого океана – военном и морском форпосте СССР. Строил аэродром стратегической авиации. Закончил службу в качестве заместителя по тылу отдельного ракетного дивизиона в Симферополе. Майор. Член Совета ветеранов училища.
  11. Александр Кушкин. Сведения отсутствуют. 12. Владимир Лизунов. Служил в 130 УИР на Байконуре, уволился по болезни.
  12. Александр Линев. Наш организатор-песенник запевала. Служил на Ставрополье ст. Зеленчукская, в Таллинском ВВПСУ и в политотделе Главспец ВСУ Байконура. Уволился подполковником. К сожалению, уже нет с нами.
  13. Владимир Любавин. Последнее место службы – начальник политотдела полка охраны штаба и управления Группы советских войск в Германии. Подполковник.
  14. Валерий Макаров. Лидер, организатор, душа взвода, наделённый чувством юмора, волей, умением сопереживать, золотой медалист. Сочетание инженерных и человековедческих знаний способствовало успешному служебному росту. Его путь офицера-политработника военно-строительных частей пример для подражания офицерам-воспитателям. С 1971 по 1983 гг. руководил политработой в роте, отряде, УИРе. На всех этапах вместе с командованием в Оренбуржье, Нукусе, Печоре, Усолье-Сибирском работал с полной самоотдачей на важнейших военных стройках. В 1980-1983 гг. – начальник политотдела УИР в г. Печора. Здесь построена РЛС «Дарьял» – сверхмощная система предупреждения о ракетном нападении с дальностью действия до 7 тысяч километров. Руководил стройкой выпускник ВВИТКУ 1957 г. Ю.Г. Венедиктов – генерал-майор, лауреат Государственной премии СССР. Станция и сейчас на боевом дежурстве. Валерий на роте заслужил орден «Знак Почета», за объект в Печоре – орден «Красной Звезды». Полковник, офицерские звания старший лейтенант и подполковник присвоены досрочно. В 1979 г. окончил ВПА им. В.И. Ленина (заочно). В интервью корреспонденту газеты «Красная звезда» он отмечал роль училища в нашем развитии и росте. «Строитель…это специалист, постоянно осваивающий новые технологии. При этом важно грамотно мобилизовать людей, чему и учили нас в СВВПСУ. Наши выпускники всегда были и хорошими политработниками и хорошими инженерами. Могли разговаривать со строителями на «одном языке», понимая процесс строительства. Наше училище дало мне большой объем знаний и в области строительства, и в области знаний души человека». С 1983 по 1994 гг. служил в Политуправлении военно-строительных частей в Москве в должностях от инспектора отдела оргпартработы до начальника управления – помощника начальника строительства и расквартирования Вооруженных Сил РФ по работе с личным составом. Под руководством начальников Политуправления ВСЧ генерал-полковников, фронтовиков В.И. Быченко, Н.С. Коваленко набирался опыта аппаратной работы, оставаясь открытым, простым и доступным человеком. Знания, приобретенный опыт, отношение к людям создали ему заслуженный авторитет и уважение. В августе 1991 г. личное дело Валерия, пройдя все инстанции, лежало в военном отделе ЦК КПСС на предмет присвоения воинского звания генерал-майора. Наступившие события перечеркнули ожидаемое решение, но не выбили из ритма очень напряженной и ответственной работы. В ее основе лежали судьбы многих тысяч людей, составлявших основу ВСК МО. После увольнения руководил строительством ряда объектов в интересах МО РФ. В 2002 г. удостоен звания «Почетный строитель России». С Валерием, его семьей нас связывают дружба и добрые человечные отношения более полувека. Часто советовались по вопросам жизни, службы. На третьем курсе познакомил со своей избранницей Зиной, девушкой из Жигулинки –живописного района Симферополя. Она стала хранительницей семейного очага, настоящей боевой подругой, подарила сыновей Павла и Сергея — продолжателей офицерской династии.
  1. Александр Могилат, близкий семейный друг. Очень трудолюбивый, целеустремлённый, добрый и порядочный товарищ. Начинал службу в Ленинграде, в Пскове, замполит ВСО, г. Няндома Архангельской области – пропагандист политотдела, закончил ВПА (заочно). Продолжил службу в Пушкинском ВВИСУ. Старший преподаватель, секретарь парткома училища, полковник. С 1997 г. старший преподаватель в ВИТУ. Уволившись в запас, работал главным помощником депутата ЗАКСа Санкт-Петербурга, государственный советник 2-го класса Санкт-Петербурга. С женой Людой вырастили сыновей Валерия и Владимира.

  2. Вячеслав Няня. Сведений о прохождении службы нет.
  3. Валерий Романченко. Умный, организованный, отличник учебы. 1971 – 1980 гг. замполит роты в г. Куйбышеве, Монголии и Забайкалье. В Петровске-Забайкальском замполит ВСО закончил ВПА (заочно). В 1980-1981 гг. старший инструктор политотдела в ДРА, воин-интернационалист, награжден медалью «За боевые заслуги». После Афганистана служил в СВВПСУ – преподаватель кафедры ППР. 1987-1990 гг. – адъюнкт ВПА, кандидат исторических наук, служил старшим преподавателем в ВА БТВ, доцент, полковник, работает доцентом кафедры Московского погранинститута ФСБ России.
  4. Евгений Рыжов. Замполит роты в Тейково, Ивановской области и в г. Владимире. С 1976 г. в г. Капустин-Яр — ракетном полигоне замполит ВСО. 1982 г. Караганда – секретарь парткома УНР, подполковник. Продолжил службу в г. Ясный Оренбургской области, Державинске и Карталы Челябинской области.
  5. Валерий Сачивкин. Служил в Иркутске, Чите, капитан. Уволен с выслугой 20 лет.
  6. Виктор Смирнов. Сведений, к сожалению, не нашёл.
  7. Владимир Собольков. Долго болел и рано ушел из жизни.
  8. Валентин Солониченко. Служил ротным политработником в Чите, в г. Улан-Уде-инструктор политотдела по пропаганде. В г. Гагарин Смоленской области начальник политотдела строительного управления. Затем г. Иваново – начальник политотдела школы младших специалистов. Продолжил службу преподавателем кафедры ППР в СВВПСУ, подполковник.
  9. Юрий Формальнов. Золотой медалист, организованный, целеустремленный, напористый в стремлении быть первым. Службу проходил замполитом роты и отряда в Тольятти. С 1980 г. служил в системе Министерства строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья (пос. Эльбан Хабаровского края) заместителем начальника строительного управления по политчасти. Подполковник. С 2010 г. глава Эльбанского поселения.
  10. Николай Чертков. Ответственный и надежный товарищ. Последовательно прошел роту, отряд, а в политотделе УИР (г. Капустин Яр – первом ракетном полигоне) все ступени вплоть до заместителя начальника. Окончил ВПШ в г. Саратове. В Политуправлении ВСЧ служил в должностях от старшего инструктора управления до начальника отдела социально-правовой работы и дисциплины. Полковник.
  11. Николай Шаманов. Как техник-строитель пользовался уважением и авторитетом, помогал выполнять расчетно-графические задания. По некоторым данным служил в ВСО строившим объекты для Козельской дивизии РВСН в Калужской области. Лейтенантом назначен замполитом отряда. После ЧП с массовой дракой строителей был уволен. Далее следы затерялись.
  12. Яков Ярымий. Спокойный, цельный, надежный, делал все основательно. Хорошо разбирался в точных науках, строитель-практик. Служил в Подмосковье-Подлипках, на Камчатке. Окончил ВПА в 1982 г. Стал заместителем начальника политотдела одного из строительных управлений ГВСУ. Подполковник. После развала СССР уволился и поменял сферу деятельности, стал финансистом. С однокашниками связь утратил.

Уровень подготовки, профессиональные и нравственные качества, привитые нам в училище, сказались на дальнейшей службе в частях и организациях Военно-строительного комплекса Министерства обороны СССР.

Девять стали заместителями и начальниками политорганов, включая главного воспитателя строителей. Девять стали полковниками, столько же подполковниками. Закончили ВПА – семь человек, в том числе один с золотой медалью, один с отличием. Стали докторами наук и профессорами – два, кандидатами наук и доцентами – два. Возглавляли кафедры вузов – четыре, государственными наградами отмечены – три. По-разному сложились судьбы выпускников взвода. Большинство моих товарищей нашли себя в этой жизни, стали прекрасными офицерами, некоторые дослужились до высоких должностей. Часть ушла в науку, преподавала, занималась воспитанием курсантов в лучших традициях великой истории страны и ее армии. После развала государства было уничтожено наше прекрасное учебное заведение, подготовившее 15000 профессионалов-воспитателей. Память о нем, о наших учителях жива пока мы живы. В юбилейные годы собираемся в столице Крыма – Симферополе, чтобы почтить их память, вспомнить замечательные годы нашей курсантской молодости.

Верхний ряд (слева-направо): замкомвзвода И. Егорин, А. Алясов, Н. Белозеров, А. Бондаренко, А. Верченко, А. Демидов, Р. Едигарян, А. Клейман, В. Ковальчук, Л. Краснов; средний ряд: А. Кушкин, В. Лизунов, А. Линев, В. Любавин, В. Макаров, В. Маляров, А. Могилат, В. Няня, В. Романченко; нижний ряд: Е. Рыжов, В. Сачивкин, В. Смирнов, В. Собольков, В. Солониченко, Ю. Формальнов, Н. Чертков, Н. Шаманов, Я. Ярымий.