Здание Клуба — угол ул. Севастопольской и ул. Субхи. Схема СВВПСУ после 1983 г.
Вход в Клуба.
В Клубе танцевали. К КАК танцевали!
Ансамбль танца Училища СВВПСУ — какой замечательный был коллектив, ребята — со всего бывшего СССР! Собственно, как и хор, и театр..
Командир батальона полковник Осипенко В. В., зам. по политической части Дулепов Ю. И. и творческий коллектив 3-го батальона курсантов. 1977г.
Душа компании – Валя Куба («Огонь… Всё будет бенч!»)
Клуб Училища
Постепенно СВВПСУ стало настоящим центром культурной жизни Симферополя. Почти все приезжающие в Крым популярные артисты, писатели, художники старались побывать в нем. Многие помнят блестящий концерт мировой звезды танца М. Эсамбаева на училищной сцене. С судьбой Училища связаны имена С. Ротару, Ю. Богатикова.
Они часто выступали на сцене клуба и на лучших городских сценах с училищным хором. Курсанты помнят доброе отношение к ним Софии Михайловны Ротару и, наверное, поэтому среди выпускников СВВПСУ много ее искренних поклонников. Ю. Богатиков был завсегдатаем Училища, тепло относился к его офицерам и курсантам. Почти все его выступления в Симферополе сопровождал наш хор. И если пели они вместе: «Мы страна, мы народ, мы советский народ…», то все и на сцене, и в зрительном зале без сомнения верили в искренность этих слов.
Немалую роль в столь быстром росте популярности Симферопольского ВВПСУ стало появление клуба со зрительным залом, который на то время был одним из лучших в Симферополе, имея самое современное оборудование для трансляции художественных фильмов, проведения концертов, конференций, совещаний. В разное время начальниками клуба Училища были майоры (затем – подполковники) В. Довбня, В. Сироштан, В. Фарфулин.
Многие с удовольствием вспоминают дни (как правило, субботу и воскресенье), когда весь личный состав, свободный от несения службы и не убывший в увольнение после ужина прибывал в клуб на просмотр фильма. Это был своеобразный ритуал со своими маленькими традициями. Например, последний ряд считался исключительно привилегией 4-го курса и никто, из более младших, не имел права его занимать.
Любителям смаковать тему глумления в армии старших над младшими, которых сейчас развелось неимоверное количество, скажу: это была не единственная традиция такого рода в СВВПСУ, но ни один из нас никогда не скажет, что в ней был характер унижения, оскорбления или ущемления прав. Скорее наоборот, это были еще одни формы скрепления корпоративного братства.
Репертуар нашего «кинотеатра» был самым разным. Иногда удавалось увидеть действительно редкие фильмы, которые только готовились к выходу на экраны страны. Чаще нам приходилось смотреть то, что начальник клуба (в 1975-1980 гг. – майор В. Довбня) привозил с военной кинобазы Симферопольского гарнизона. Учреждение это находилось рядом с эвакоприемником детского лагеря «Артек» напротив железнодорожного вокзала и памятно многим выпускникам как один из постов гарнизонного караула. Конечно, хорошо интеллектуально развитым курсантам нужен был совершенно иной репертуар и потому, острые на язык старшекурсники быстро окрестили училищный клуб «Довбня-фильм».
Кроме просмотра кинофильмов, в клубе длительное время находилась библиотека. Вечерами в нем работали танцевальный и другие кружки. Постоянно шли репетиции, как их в то время называли, вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Танцоры СВВПСУ были неоднократными дипломантами и лауреатами Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества.
С творческой работой клуба связаны имена Заслуженного работника культуры УССР В. Загурского, много лет руководившего хором, Заслуженной артистки УССР С. Вандалаковской, руководившей многими кружками. Благодаря В. Загурскому, хор стал лауреатом нескольких Всесоюзных фестивалей художественного творчества, республиканского смотра-конкурса, фестиваля украинского телевидения «Солнечные кларнеты», смотров самодеятельности КОдВО.
В 1987 г. музыкальный коллектив Училища стал сенсацией Всесоюзного конкурса «Когда поют солдаты», первый тур которого проходил в г.Одессе. К этому испытанию коллектив готовил М.Кучера.
Я. Горбунов (выпускник СВВПСУ): «…Во время учебы мне пришлось принимать участие в ансамбле народных инструментов и в училищном хоре. В 1986 году хор участвовал во 2-м Всесоюзном конкурсе солдатской песни в городе герое Одессе, стал дипломантом конкурса, мы опередили даже славное Львовское высшее военно-политическое училище».
Своеобразной сенсацией стало выступление солиста хора майора В. Звягельского. Его уровень высоко оценивали многие профессиональные исполнители. К чести офицера, он был не только отличным исполнителем, но и прекрасным командиром роты.
Концерты училищных самодеятельных артистов превращались в хорошие шоу-программы и имели весьма профессиональный уровень. Первые попытки студенческих импровизаций в Симферополе (напомню, что КВН в 70-е и 80-е гг. в стране был неофициально запрещен) тоже прошли в СВВПСУ. Достаточно напомнить постановку «Шаровая молния», которую сделали выпускники 1980 г. и заставившую много о себе говорить всех, кому это удалось увидеть.
На концертах частыми гостями были руководители города, области, Украинской ССР, КОдВО, МО СССР. В 1984 г. на концерте, организованным тогда еще майором В. Сироштаном, присутствовали: Член военного совета – начальник политического управления КодВО генерал-лейтенант В. Плеханов, первый секретарь Симферопольского городского комитета Коммунистической партии Украины Э.Покровский.
Все, кто в самые разные годы учился в нашем Училище, будут помнить вокально-инструментальные ансамбли. Начало им положил ВИА «Эльдорадо», созданный в рамках художественной самодеятельности 2-й роты 1-го батальона, и, выступавший не только в училище, но и за его пределами. Его участниками были А. Алясов, Е. Рыжов, В. Маров, А. Булах и В. Собольков. Он был и ротным запевалой, и солистом хора. Затем создали ВИА «Баллада», а потом следующие… В любом случае, песня в Училище была всегда!
В подразделениях всегда были талантливые ребята, которые и составляли костяк этих музыкальных коллективов, делая их вполне профессиональными. Без них не обходился ни один музыкальный вечер. Периодически, когда большая часть музыкантов выпускалась из Училища, на плацу был небольшой концерт. Состав обновлялся, часто менялось название, но суть оставалась прежней. Это были настоящие «любимцы публики»!
И. Гайдуков (выпускник СВВПСУ): «…Барабанщик у них был – загляденье! Такое вышивал! «Любэ» они играли просто великолепно! Мне кажется, была какая-то изюминка в том составе, в самом стиле игры».
И. Тишанинов (выпускник СВВПСУ): «…чудо-барабанщик и вокалист – Виталик Егоров. На соло гитаре замечательно играл (и также вокал) Ляшенко. На клавишах играл наш взводный – Борис Алимович Кириллов. Освобождённый вокал – Перелевченко. Я «басил». «Любэ» было новым и интересным – «Атас», «Батька Махно», «Клетки», «Ночь яблоком стучит в окно»… Да, ещё у нас был «продюсер» Клевцов.
На четвёртом курсе состав изменился в результате объединения частей двух музыкальных коллективов – 12-й и 7-й роты. Основным заводилой стал прекрасный вокалист, организатор, душа компании – Валя Куба («Огонь… Всё будет бенч!») За ударные сел Доколин, за клавиши Терлецкий, добавился Сидорко с ритмом, остальные те же».
Ну и самое приятное, что мы можем привести слова одного из тех, кто был участником этих ансамблей.
С. Левин (выпускник СВВПСУ): «Я полковник запаса Лёвин Сергей Викторович, выпускник СВВПСУ 1980 г., участник нашего ВИА «Баллада». Высылаю свою статью, которая была напечатана в нашей газете в выпускном номере, с фотографией. В ней коротко описана история нашего ансамбля, с его достижениями и именами (некоторых ребят уже, к сожалению, нет с нами). Мне посчастливилось издать 2 книги своих стихов и песен, записать 4 студийных аудиоальбома, стать лауреатом многих фестивалей и конкурсов авторской песни, но период учебы и выступлений в составе ВИА «Баллада» — один из самых ярких и незабываемых, давших мне очень многое в творческом плане…
…Зрители прощались с ансамблем, музыканты – со зрителями. В этот теплый июньский вечер дружная курсантская аудитория не скупилась на аплодисменты. Купаясь в ярких лучах прожекторов, бесчисленные букеты цветов разделяли общую радость и, одновременно, грусть, которая приходит к нам всякий раз при расставании. Итак, закончил свои выступления ВИА «Баллада», с именем которого связаны победы на конкурсах, праздничные концерты, весело и интересно проведенные курсантские встречи.
Зачехлены гитары, собрана аппаратура, в тесной музыкальной комнате стало необычно тихо. – Ребята, а помните, каким было начало? – это нарушил тишину Владимир Кокорин, руководитель ансамбля. Конечно же, каждый из нас помнил осень 1976 года, когда на нашем курсе создавался свой ансамбль, как, не успевшие еще присмотреться друг к другу, мы собрались на свою первую репетицию. Были мы тогда еще первокурсниками, вчерашними школьниками, кто с музыкальным образованием, а кто и без него, но все уже имели некоторый опыт выступлений на эстраде, и огромное желание расти дальше в этом направлении. Это нас объединяло, но, с первых же дней, возникли и разногласия во вкусах. Володя любил народную музыку, играл на баяне в ансамбле народных инструментов. В таком же коллективе и одновременно в рок-группе выступал и я, но моим божеством всегда была гитара. Большинство же наших ребят были приверженцами популярной музыки.
Не удивительно, что первое наше выступление было далеко не профессионального уровня, а только так, подражанием. Всем же хотелось иметь свое творческое лицо, найти которое удалось не сразу. Сначала робко, а потом во весь голос прозвучали первые наши песни, сочиненные В. Кокориным на слова В. Колара.
Это были «Песня о Смоленске», «Нам, молодым» и другие. Сделанный нами выбор своей будущей профессии офицера-политработника предопределил и главную тему. В основе репертуара ансамбля «Баллада» всегда были военно-патриотические песни. По-новому зазвучала близкая сердцу каждого «Темная ночь», несколько позже так же хорошо была воспринята зрителями «Малая земля», авторами которой опять же стали наши курсанты:
Малая земля –
Память о войне.
Малая земля,
Сколько ран в тебе…
За плечами остались большая работа, трудный поиск, в результате которых пришел и первый успех – второе место в районном, а затем и первое на городском песенных смотрах вокально-инструментальных ансамблей. Это было на третьем курсе, как мы теперь вспоминаем, самом интересном, в творческом плане, периоде нашей совместной деятельности.
В 1980-м году – первенство на общегородском смотре военно-патриотической песни. Наш ансамбль выступил на нем с литературно-музыкальной композицией «Двери настежь отвори», в основе которой был протест против гонки вооружений, нейтронной бомбы, призывающей к миру и безопасности народов. Это был наш последний большой конкурс, последняя большая победа.
В разные уголки страны разъедутся участники ансамбля и увезут с собой в войска большую любовь к песне. Посредством музыки, как известно, легче устанавливать контакт с людьми, организовывать и проводить воспитательную работу в воинском подразделении.
Итак, ВИА «Баллада» простился со зрителями – курсантами Симферопольского ВВПСУ. В заключение несколько слов об его участниках. Все они хорошо учились, добросовестно несли службу, все стали спортсменами-разрядниками. В. Кокорин, как я уже отмечал, – руководитель ансамбля, клавишник и вокалист; Н. Артемьев – солист. Г. Сидорович – ритм-гитара, вокал, А. Алексеев – бас-гитара, вокал. За ударным инструментом зрители всегда видели С. Селиванова. Значительный вклад в наши достижения внесла солистка И. Илюшина. Моим уделом была соло-гитара. Хотелось бы надеяться, что все участники ансамбля оставили о себе в училище добрую память и курсанты младших курсов продолжат традиции «Баллады».
Не одной музыкой были сильны наши выпускники. Многие нашли себя на писательском поприще. Спустя много лет вышли книги, посвященные СВВПСУ, автором которых стал наш выпускник А. Гончарук. Его работа «Борзый минус» пронизана настоящим курсантским юмором, всем знакомым колоритом родного Училища и кажется, что с каждой ее страницы слышны голоса тех, кто тебе дорог и многих из которых уже нет рядом.
Выпускник СВВПСУ майор милиции В. Григорян автор монографии об участии армян в боях за Крым, в которой приведены архивные материалы и свидетельства ветеранов ВОВ. В книге, получившей название «Великая Отечественная война. Армяне в боях за Крым», представлены оригинальные свидетельства, в том числе, участников обороны и освобождения Крыма от оккупантов.
Настоящим бестселлером стала автобиографическая книга выпускника 1982 г. В. Алексеева «Предписание в радиус тридцати». Автор в 1986-1987 гг. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».
В марте 2011 г. во Всероссийской организации «Союз Чернобыль России» состоялся конкурс авторских произведений, посвященных 25-летию со дня аварии на ЧАЭС, лауреатом которого стал В. Алексеев. Ему вручен нагрудный знак «За патриотизм и верность долгу» и диплом победителя конкурса в номинации «произведения художественной литературы».
Известными писателями стали С. Юхин, Е. Веремеенко (Женя, к сожалению, умер). Скромно замечу, что и автор (С. Ченнык) этого очерка сделал свою карьеру на почве журналистики и военной истории: он главный редактор одного из самых популярных в России военно-исторических журналов – «Military Крым» и ему принадлежит авторство пяти книг по истории Крымской войны.
Первый в Училище вокально-инструментальный ансамбль 2-й роты. 1968 г.
Концерт. ВИА «Баллада» СВВПСУ (1978 г.).