WordPress

0331

 Военный строитель возводит кирпичную кладку. 1970-е гг. 

 Грузовой автомобиль ГАЗ-51 с военными строителями в кузове. Краснознаменный Белорусский военный округ, конец 1960-х гг. 

0333

 Солдат-крановщик одной из строительных частей ВВС, возможно из аэродромно-строительного полка или инженерно-аэродромного батальона. О принадлежности к Военно-воздушным силам свидетельствуют эмблемы в петлицах. 1980-е гг. 

0334

 На фотографии – партийный актив 2-го военно-строительного полка Управления военно-строительных частей строительства №865 МВД СССР. На погонах сержантов – шифровка «2СП», выполненная краской. Свердловская область, 1947 г. 

0335

 Практически все советские объекты космической инфраструктуры были возведены военными строителями. Работе под руководством главного конструктора ракетно-космической техники Королёва С.П., вероятно, обязаны военные строители своему фольклорному прозвищу «королевские войска».
На фотографии – космический корабль многоразового использования «Буран» в монтажно-испытательном корпусе. Космодром «Байконур», 1989 г.
 

 Г.Плоткин, А.Рубан (Москва)
Военно-строительные части Советского Союза в 1946-1991 гг.

Эта статья посвящена истории, организации и службе советских «стройбатов» – военно-строительных частей министерства обороны и иных министерств.

Введение
Военно-строительные отряды (ВСО) и отдельные военно-строительные роты – это специальные формирования министерства обороны СССР, имевшие признаки, с одной стороны, воинской части, а с другой – строительной организации, и предназначавшиеся для выполнения строительно-монтажных и других работ в строительных, промышленных и лесозаготовительных предприятиях министерства обороны. Военно-строительные отряды являлись хозрасчетными организациями и содержались, в основном, за счет собственных средств.
Военно-строительные отряды и отдельные военно-строительные роты укомплектовывались по призыву через военкоматы из числа граждан призывных возрастов, годных по состоянию здоровья к военной службе.
Указанные лица не являлись военнослужащими, а получали особый статус военных строителей [1] Главная особенность правового положения военных строителей заключалась в том, что на них распространялись нормы как военного, так и трудового законодательства: они принимали военную присягу и срок службы в военно-строительных отрядах засчитывался им в срок действительной военной службы; при этом они находились на положении рабочих строительной организации, получали за выполнение работ заработную плату, и этот же срок службы засчитывался им в трудовой стаж.
Наряду с военными строителями, в штате военно-строительных отрядов и рот существовал ряд должностей, подлежавших замещению кадровыми военнослужащими (командир отряда, начальник штаба отряда, командиры рот и другие). Военно-строительные отряды и отдельные военно-строительные роты состояли вне штатной численности Вооруженных Сил Советского Союза.
Помимо военно-строительных отрядов, являвшихся хозрасчетными организациями, в министерстве обороны существовали и строительные части, являвшиеся обычными воинскими частями [2].

Военно-строительные отряды МО СССР
Уже в первые послереволюционные годы правительство молодой Советской республики и ее Революционный военный совет столкнулись с необходимостью незамедлительной борьбы с губительными последствиями Первой Мировой войны и Гражданской войны в области народного хозяйства и военного строительства. Так, например, промышленное производство уменьшилось почти в пять раз, сельскохозяйственное – почти в два раза, были разрушены или пострадали тысячи заводов и фабрик, шахт и рудников, мостов и железнодорожных объектов и так далее.
Одним из решений этой проблемы было массовое привлечение бойцов и командиров РККА и РККФ к различным строительным и ремонтно-восстановительным работам. Причем масштаб необходимых работ был таким, что военно-строительными становились не только батальоны и полки, но и целые армии. В частности, в начале 1920-х гг. существовали целых восемь трудовых армий, сформированных на основе штабов, соединений и частей РККА для помощи народному хозяйству. Причем перевод целых армий на положение трудовых изначально рассматривался как временный, о чем, например, четко сказано в приказе-памятке по 3-й Красной армии (1-й революционной армии труда) от 15 января 1920 г.:
«1. 3-я армия выполнила свою боевую задачу. Но враг еще не окончательно сломлен на всех фронтах. Еще хищные империалисты угрожают Сибири с Дальнего Востока.
Еще наемные войска Антанты грозят Советской России сзапада. Еще сидят белогвардейские банды в Архангельске. Еще не освобожден Кавказ. Поэтому 3-я революционная армия остается под штыком, сохраняет свою организацию, свою внутреннюю спайку, свой боевой дух на случай,если социалистическое отечество призовет ее к новым боевым задачам.
2. Но, проникнутая сознанием долга, 3-я революционная армия не хочет терять времени даром. В течение тех недель и месяцев передышки, какие пришлись ей на долю, она применит свои силы и средства для хозяйственного поднятия страны. Оставаясь боевой силой, грозной врагам рабочего класса, она превращается в то же время в революционную армию труда».
Наряду с такими гигантскими формированиями, как трудовые армии, для решения специфических задач формировались и сотни более мелких частей. Такие, например, как военно-трудовые лесозаготовительные дружины (1920 г.), рабочие батальоны железнодорожных войск (1920 г.), 1-й Туркестанский рабочий полк и Закаспийский трудовой отряд (1921 г.), рабочие батальоны и роты при местных органах Главного управления по снабжению РККА и РККФ продовольствием (1921 г.) и многие другие.
По завершению Гражданской войны многочисленные военно-трудовые формирования были расформированы в соответствии с приказом Революционного военного совета №27 от 4 января 1922 г., а личный состав уволен в бессрочный отпуск или переведен в резерв.
В предвоенные годы долговременное оборонительное строительство велось преимущественно силами специализированных воинских частей, подчиненных различным строительным организациям Народного комиссариата обороны. Кроме того, часть военно-строительных работ вел Народный комиссариат внутренних дел, имевший собственные строительные части.
С началом войны строительные органы НКО претерпели целую череду организационно-штатных преобразований, пока, наконец, 21 июля 1943 г. не было образовано Главное управление оборонительного строительства Красной Армии (ГУОС КА) и утвержден его штат. Именно в структуре ГУОС впервые появились военно-строительные отряды в том виде, в каком они просуществовали до начала 1990-х гг.
Главное управление оборонительного строительства Красной Армии, подчинявшееся начальнику инженерных войск Красной Армии, включало в себя: управления оборонительного строительства (УОС) резерва Верховного Главного командования, фронтовые управления оборонительного строительства и отдельные управления военно-полевого строительства (УВПС). Эти структуры представляли собой хозрасчетные организации полувоенного типа, располагавшие собственными штатными частями – военно-строительными отрядами трехротного состава, комплектовавшимися по призыву. Всего было сформировано 10 УОС РВГК, 12 фронтовых УОС и 9 отдельных УВПС, в составе которых находились соответственно 92, 61 и 36 военно-строительных отрядов. Кроме того, в системе ГУОС дополнительно были сформированы специализированные части: автомобильные и гужевые транспортные отряды, а также отряды тяжелой механизации. Численность личного состава военно-строительных отрядов ГУОС КА на начало января 1944 г. составила 89000 человек, причем это число в течение года продолжало расти.
Если в 1943 г. на оборонительном строительстве было занято 89513 военных строителей, 45593 человека мобилизованного гражданского населения и 28284 военнослужащих, то на конец 1944 г. эти показатели выглядели уже следующим образом: 119244 военных строителя, 12544 человека из числа гражданского населения и 12194 военнослужащих. Резкий рост численности военных строителей произошло вследствие того, что наилучшей формой организации подобных работ было признано хозрасчетное управление оборонительного строительства с постоянным контингентом строителей. Наиболее целесообразной формой организации военно-строительных частей стал военно-строительный отряд.
Тем не менее, несмотря на экономические преимущества такой формы организации военно-строительных частей, с мая 1946 г. наименование «ВСО» в документах больше не встречается – содержится упоминание только о строительных, военно-технических, автотранспортных и других батальонах и отдельных ротах, то есть в этот период произошел отказ от военно-строительных отрядов в пользу специализированных воинских частей.
Документально подтвержденных причин такого решения пока не найдено. При этом часть строительных батальонов и отдельных рот остались хозрасчетными, и их военнослужащие получали заработную плату.
18 июня 1949 г. было издано постановление Совета министров Союза ССР №2618-1037 об учреждении аппарата заместителя министра Вооруженных сил по строительству с передачей ему юридических прав для осуществления руководства воинскими частями и организациями строительства и расквартирования войск. Это постановление было объявлено приказом министра Вооруженных сил СССР №01381 от 24 августа 1949 г. Тем самым, впервые был образован единый Военно-строительный комплекс министерства Вооруженных сил СССР.
В начале мая 1955 г. началось восстановление военно-строительных отрядов, ранее продемонстрировавших высокую экономическую эффективность своей деятельности, а уже 13 мая того же года приказом министра обороны СССР №86 впервые вводится Положение о военно-строительных отрядах.
Итоги первых трех месяцев реорганизации были подведены в приказе министра обороны №135 от 15 августа 1955 г. В нем отмечалось, что производительность труда военно-строительных отрядов по сравнению со строительными батальонами выросла в 2-3 раза, а заработная плата рабочих по сравнению с военнослужащими хозрасчетных строительных батальонов – в 2 раза.
Одновременно было отмечено резкое падение дисциплины, в том числе из-за лишения военнослужащих – командиров отрядов дисциплинарных прав в отношении рабочих ВСО. Этим же приказом было введено в действие обновленное Положение о военно-строительных отрядах, в соответствии с которым дисциплинарные права офицеров, старшин и сержантов в отношении рабочих ВСО, отмененные тремя месяцами ранее, были восстановлены.
Согласно данным, приведенным в записках министра обороны СССР Жукова Г.К. и начальника Генерального штаба МО СССР Соколовского В.Д. о ходе выполнения постановления Совета министров СССР от 12 августа 1955 г. о сокращении численности Советской Армии и с предложениями по дальнейшему сокращению Вооруженных сил СССР от 9 февраля 1956 г., к началу 1956 г. в Вооруженных силах содержались строительные части численностью 231015 военнослужащих. Кроме того, вне норм численности Вооруженных сил имелись строительные части численностью 73095 военнослужащих и военно-строительные отряды численностью 218880 военных рабочих по призыву. [3] Таким образом, в этот период соотношение численности строительных частей и военно-строительных отрядов выглядело как 1,39:1. В дальнейшем тенденция увеличения удельного веса ВСО среди военно-строительных частей министерства обороны сохранялась, в результате чего с 1960-х гг. основной формой организации военно-строительных частей вновь стал военно-строительный отряд.
Постоянный рост объемов выполняемых Военно-строительным комплексом работ привел к дальнейшему увеличению численности военно-строительных отрядов. В 1988 г. количество военных строителей в ВСО МО СССР, состоявших вне штатной численности Вооруженных сил, составляло 500000 человек. Кроме того, в военно-строительных частях 22 гражданских министерств в это же время находилось еще почти 500000 человек. Таким образом, общее количество военных строителей, не входивших в состав Вооруженных сил, в 1988 г. составило почти 1000000 человек. Характерно, что в это время численность самих ВС СССР с учетом Пограничных и Внутренних войск составляла чуть более 4200000 человек.
Военно-строительный отряд состоял из нескольких рот, а те в свою очередь – из взводов и отделений. Взводы или отделения составляли производственные бригады.
Состав и численность производственных бригад в военно-строительных отрядах определялась в зависимости от организации работ на строительстве или на предприятии, а также характера выполняемых задач. Общая численность ВСО составляла в среднем 500 человек.
В послевоенные годы командиром военно-строительного отряда назначался офицер в звании «капитан».
Командирами рот назначались офицеры в звании «лейтенант» или «старший лейтенант». На должности командиров взводов назначались военнослужащие срочной службы – сержанты, прошедшие обучение в соответствующих учебных частях. Командирами отделений всегда были военные строители. Позднее, в 1970-1990-х гг. командирами ВСО становились офицеры в звании «майор» или «подполковник». Командирами рот назначались офицеры в звании «капитан» или «старший лейтенант», а взводами командовали лейтенанты или прапорщики.
Комплектование военно-строительных отрядов осуществлялось: офицерами и прапорщиками – через кадровые органы МО СССР; по должностям, подлежащим замещению военнослужащими сверхсрочной службы, – через командиров отрядов за счет лучших военных строителей, военнослужащих, отслуживших срок действительной военной службы и военнообязанных; военными строителями – по очередным призывам через военкоматы из числа граждан призывных возрастов, годных к военной службе.
Для военно-строительных отрядов министерства обороны СССР изначально была установлена шестидневная рабочая неделя, но позднее была введена и пятидневная рабочая неделя. Для ВСО, переведенных на пятидневную рабочую неделю, суббота использовалась для занятий по боевой, политической и специальной подготовке, проведения хозяйственных и культурно-просветительных мероприятий. В ВСО, оставшихся на шестидневной рабочей неделе, занятия по боевой, политической и специальной подготовке с личным составом проводились в рабочие дни, при сохранении установленной продолжительности рабочего времени в неделю.
Оплата труда военных строителей производилась в соответствии с действовавшим законодательством о труде с применением районных коэффициентов и понижающих коэффициентов к заработной плате военных строителей, предусмотренных инструкциями о порядке применения понижающих коэффициентов к заработной плате военных строителей и военнослужащих срочной службы.
При этом процентная надбавка за выслугу лет и вознаграждение по итогам работы за год военным строителям не выплачивались, а установленные Указами Президиума Верховного совета СССР льготы для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, на военных строителей не распространялись.
Военные строители из заработанных ими сумм оплачивали стоимость обмундирования, постельных принадлежностей и другого вещевого имущества. Кроме того, военные строители оплачивали стоимость стирки белья и постельных принадлежностей, химчистки и ремонта обмундирования и обуви, помывки в бане, стоимость продовольственного пайка и иные расходы.
Из причитающейся, за вычетом удержаний, заработной платы на руки военным строителям ежемесячно выдавалось небольшая часть. Остальная сумма заработка перечислялась в сберегательную кассу на текущий счет военно-строительного отряда, предназначенный для хранения личных сбережений военных строителей. Окончательный расчет с военными строителями по личным сбережениям происходили при увольнении в запас.
Несмотря на рост численности личного состава и эффективность применения, проблема поддержания воинской дисциплины среди рабочих военно-строительных отрядов стояла как никогда остро. Поскольку наиболее качественный призывной контингент всегда поступал на комплектование частей и подразделений собственно Вооруженных сил, военно-строительные отряды, находившиеся вне их численности, комплектовались по остаточному принципу. В ВСО часто призывались с одной стороны, лица, еще до призыва склонные к асоциальному поведению, и зачастую имевшие судимости, а с другой – страдавшие различными заболеваниями, но признанные годными для службы в строительных частях.
Еще одной особенностью военно-строительных отрядов стало наличие в них значительного количества представителей неславянских национальностей, главным образом, уроженцев Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья, зачастую не знавших русского языка. Это создавало предпосылки к возникновению в казармах обособленных национальных землячеств с последующим возникновением конфликтов между ними и представителями славянских национальностей, как правило, не склонных к такой форме самоорганизации.
В результате во многих военно-строительные отрядах получила распространение полукриминальная самоорганизация. Итогом этого стали частые случаи совершения рабочими военно-строительных отрядов тяжких преступлений, в том числе организации массовых беспорядков.
Справедливости ради следует отметить, что указанные негативные проявления были в той или иной степени присущи многим воинским коллективам в Советском Союзе, но именно в ВСО они были особенно яркими. Описанные трудности требовали постоянного внимания и разработки новых способов поддержания воинской дисциплины.
Первым важным шагом на этом пути стал указ Президиума Верховного совета СССР от 5 сентября 1955 г. о том, что рабочие ВСО несут уголовную ответственность наравне с военнослужащими, и все дела о преступлениях, совершенных рабочими военно-строительных отрядов, подсудны военным трибуналам. О том, какие преступления там рассматривались, свидетельствует приказ министра обороны Малиновского Р.Я. №110 от 4 июня 1958 г.:
«…14 февраля 1958 г. рабочий 76-го военно-строительного отряда Северного военного округа Москалев совершил разбойное нападение на шофера автотранспортной конторы гражданина Книгу А.И. с целью завладеть документами водителя и грузом муки.
Для того, чтобы осуществить свой преступный замысел, он попросил шофера Книгу подвезти его до ближайшего населенного пункта. В пути следования Москалев вынудил шофера остановить машину и зверски зарубил его топором. Боясь преследования, Москалев бросил автомашину и пытался скрыться, но вскоре был задержан и изобличен в убийстве.
Военным трибуналом Северного военного округа Москалев осужден к расстрелу. Президиум Верховного совета СССР ходатайство осужденного о помиловании отклонил. Приговор приведен в исполнение…».
Важная роль в деле укрепления воинской дисциплины отводилась товарищеским судам. Впервые такие суды для рассмотрения дел о нарушениях дисциплины и общественного порядка рабочими военно-строительных отрядов были установлены постановлением Совета Министров СССР №522 от 10 июня 1961 г. Положение о таких судах было введено в действие приказом Министра обороны СССР №188 от 28 июля того же года. Свидетельством повышенного внимания военного руководства к этой форме укрепления дисциплины может служить тот факт, что Положение от товарищеских судах в ВСО впоследствии уточнялось в 1965 г. (дважды) и 1980 г.
Еще одной попыткой укрепления дисциплины рабочих военно-строительных отрядов и поддержания престижа их службы стало издание приказа министра обороны СССР №96 от 24 апреля 1964 г., в соответствии с которым для рабочих ВСО вводились отдельные предметы формы и знаки различия аналогично уже введенным для военнослужащих строительных частей Советской Армии, а также устанавление звания «военный строитель».
14 ноября 1964 г. приказом министра обороны СССР №262 на военных строителей ВСО министерства обороны и других министерств и ведомств было распространено действие Дисциплинарного устава и Устава внутренней службы Вооруженных сил СССР.
8 марта 1965 г. приказом министра обороны СССР №60 было введено новое Положения о ВСО МО. Введение данного Положения было очень важным событием, поскольку оно способствовало определенному упорядочению правового статуса военных строителей. Впервые для военных строителей была установлена иерархия званий, соответствующая таковой у рядового и сержантского состава Советской Армии. Согласно этому документу, срок службы военных строителей составлял три года.
В связи с принятием закона «О всеобщей воинской обязанности» и переходом в Советской Армии на двухгодичный срок службы по призыву, приказом министра обороны СССР №300 от 24 октября 1967 г. для военных строителей ВСО срок службы также был снижен до двух лет. Следует заметить, что одним из неожиданных последствий изменения срока службы стало широкое распространения в СА и ВМФ в целом, и в военно-строительных частях в частности, такого явления как «дедовщина». В свою очередь это крайне негативно сказалось на и так низком уровне воинской дисциплины в ВСО. Так, главный военный прокурор Советской Армии Горный А.Г. в своем докладе «О состоянии законности в Вооруженных Силах СССР и работе органов военной прокуратуры в 1971 году» отмечал: «…распространенной остается преступность в военно-строительных частях и отрядах, в которых совершено 36,9% преступлений от общего количества по Вооруженным силам». В докладе о деятельности военных трибуналов в 1971 г. его поддержал и министр юстиции СССР Теребилов В.И.: «В 1971 году военными трибуналами осуждено… 5348 военных строителей…».
Приказом министра обороны №201 от 4 августа 1975 г. на военных строителей было распространено действие Устава гарнизонной и караульной службы ВС СССР в части гарнизонной службы.
Приказом министра обороны СССР №175 от 30 мая 1977 г. было введено в действие новое Положение о военно-строительных отрядах министерства обороны СССР, которое регламентировало все аспекты организации службы ВСО вплоть до середины 2000-х гг.
Приказом министра обороны СССР №87 от 8 апреля 1985 г. военные строители были полностью уравнены с военнослужащими в плане ответственности за совершение как уголовных преступлений, так и административных правонарушений. Была подтверждена подсудность дел о преступлениях, совершенных военными строителями, военным трибуналам.
Принятие всех этих документов, хотя и способствовало наведению порядка в вопросах прохождения службы военными строителями и определенному укреплению воинской дисциплины среди них, радикально изменить ситуацию так и не смогло. Положение дел с дисциплиной в ВСО оставалось постоянной нерешаемой проблемой советского военного руководства.
После распада СССР значительно число строительных организаций и входивших в их состав военно-строительных отрядов перешло под юрисдикцию новых независимых государств. В самой Российской Федерации на фоне экономических трудностей и общего сокращения численности Вооруженных сил в середине 1990-х гг. началось сокращение Военно-строительного комплекса министерства обороны. В итоге, к началу 2000-х гг. было сокращено 918 военно-строительных отрядов, 119 отдельных военно-строительных рот и около 40 других подразделений – всего более 450000 человек. В 2002 г. выполнение работ по специальному строительству было передано от Военно-строительного комплекса министерства обороны РФ Федеральному агентству специального строительства, после чего ВСК МО РФ был полностью переориентирован на выполнение задач по созданию и поддержанию жилого и нежилого фондов министерства.
Для решения этих задач в том же году были сформированы семь отдельных инженерно-технических батальонов и три отдельные инженерно-технические роты, существовавших на правах обычных воинских частей.

Строительные части МО СССР
Наряду с военно-строительными отрядами в министерстве обороны СССР содержались воинские части, предназначенные для выполнения специальных строительных работ. В отличие от ВСО, эти части входили в состав ВС СССР. Наличие таких частей, укомплектованных кадровыми военнослужащими, диктовалась обеспечением лучшей управляемости при выполнении работ и поддержании среди личного состава высокой воинской дисциплины. Общая численность военнослужащих этих частей по сравнению с численностью военных строителей была невелика. Наиболее многочисленными среди них были аэродромно-строительные полки и отдельные инженерно-аэродромные батальоны.

Аэродромно-строительные части
В 1946 г. началось масштабное перевооружение советских авиационных частей новой техникой. Обеспечение базирования многочисленных полков, особенно бомбардировочной авиации, потребовало создания разветвленной сети аэродромов с бетонными взлетно-посадочными полосами (ВПП) длиной 2000-2500 м. Поэтому в середине 1946 г. было принято решение о строительстве сети аэродромов с искусственными ВПП с бетонным покрытием. Для выполнения этой задачи была создана специализированная подрядная строительная организация – Центральное управление капитального аэродромного строительства (ЦУКАС), подчиненное Главнокомандующему ВВС. Для непосредственного выполнения строительных работ в составе ЦУКАС были сформированы аэродромно-строительные бригады и полки.
Активное аэродромное строительство велось в период с начала 1947 г. и до конца 1950-х гг. За это время силами четырех аэродромно-строительных бригад и 60 аэродромно-строительных полков было построено более 120 аэродромов, в том числе Анадырь, Оленья, Энгельс-2, Моздок, Украинка и другие.
Начиная с 1953 г. объемы аэродромного строительства были резко сокращены. В апреле 1953 г. ЦУКАС был передан из ВВС в подчинение заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск.
По мере сокращения объемов работ аэродромно-строительные бригады и полки расформировывались, и в 1960-е гг. строительство бетонных покрытий на аэродромах силами подрядных строительных организаций практически прекратилось.
В середине 1980-х гг. была предпринята вторая попытка формирования аэродромно-строительных полков.
В это время, в связи с возникновением новых требований по улучшению базирования частей Дальней авиации и необходимостью проведения большого объема работ по аэродромному строительству, Генеральным штабом было принято решение о формировании вновь шести аэродромно-строительных полков. Это решение состоялось, несмотря на то, что строительство силами воинских частей оказывалось заметно менее рентабельным по сравнению с современными хозрасчетными организациями.
Силами указанных частей были выполнены работы по реконструкции аэродромов Энгельс-2, Воркута и Тикси. В дальнейшем, в условиях уменьшения бюджетных ассигнований на аэродромное строительство, все вновь созданные части были расформированы.

Отдельные инженерно-аэродромные батальоны
Отдельные инженерно-аэродромные батальоны входят в состав тыла Военно-воздушных сил и предназначены для повседневной эксплуатации аэродромов, проведения их ремонта, а также строительства аэродромов с применением сборного железобетона.
Сборный железобетон получил широкое распространение в строительстве в середине 1950-х гг. В это же время были разработаны конструкции аэродромных железобетонных плит (ПАГ, плита аэродромная гладкая). Одновременно была разработана технология строительства покрытий из таких плит и отработан комплект средств механизации для строительства аэродромов непосредственно силами войск. Были разработаны и внедрены несколько типов плит – ПАГ-14, ПАГ-18, ПАГ-20 и ПАГ-25.
Создание и принятие на вооружение ВВС железобетонных плит оказалось своевременным, поскольку с начала 1960-х гг., в связи с сокращением капиталовложений в аэродромное строительство и расформированием аэродромно-строительных частей, Военно-воздушные силы были вынуждены вести строительство аэродромов
В дальнейшем, в условиях уменьшения бюджетных ассигнований на аэродромное строительство, собственными силами. С этого момента отдельные инженерно-аэродромные батальоны, ранее строившие аэродромные покрытия из грунта, гравийных смесей и битума, стали строить аэродромные покрытия из плит ПАГ.
Объем строительства аэродромных покрытий из сборного железобетона быстро возрастал и вскоре достиг 75% всех строившихся на аэродромах ВВС капитальных покрытий. Всего за период 1961-1994 гг. было поставлено и уложено на аэродромах более 500 комплектов сборных железобетонных покрытий.
Помимо указанных строительных частей, в структуре Военно-воздушных сил СССР находились также отдельные парашютно-десантные инженерно-аэродромные батальоны. Эти немногочисленные части входили в состав Военно-транспортной авиации и были предназначены для проведения неотложных ремонтно-восстановительных работ на посадочных площадках при высадках воздушных десантов.

Военно-строительные части министерств и ведомств
Необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства СССР, а также развития новых его отраслей, связанных, в первую очередь, с разработкой и производством ракетного и ядерного оружия, резко увеличили потребность государства в дешевой рабочей силе. В конце 1940-х гг. эта потребность
удовлетворялась, как и раньше, за счет массового использования труда заключенных. Однако после смерти Сталина, в результате сокращения этой системы принудительного труда, возник разрыв между потребностями системы и ее возможностями, еще более осложненный колоссальными человеческими потерями в войне.
Для того чтобы компенсировать этот разрыв, руководство страны стало стремиться использовать более мягкую систему принудительного труда, одним из элементов которой стало создание военно-строительных частей различных министерств и ведомств. Эти части первоначально создавались по образу и подобию строительных частей министерства обороны, и укомплектовывались военнослужащими по призыву. В дальнейшем, наибольшее распространение получили хозрасчетные организации по образцу ВСО МО, которые в качестве структурных единиц входили в состав главков, управлений, трестов своих министерств. Комплектование этих отрядов также осуществлялось по призыву, а обеспечение всеми видами довольствия осуществлялось за счет денежных ресурсов и фондов соответствующих министерств и ведомств по нормам и правилам, действовавшим в министерстве обороны. По вопросам военной службы военно-строительные части гражданских министерств подчинялись министерству обороны.
Одними из первых военно-строительные части появились в системе министерства среднего машиностроения СССР. Затем подобные формирования появились в структуре министерства связи СССР, министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, министерства черной металлургии СССР и других.
Численность этих формирований в 11 гражданских министерствах, а также в МВД СССР росла быстрыми темпами и по данным, приведенным в вышеупомянутой записке Жукова и Соколовского в ЦК КПСС в 1956 г. на 30% превышала общую численность военных строителей и военнослужащих строительных частей МО СССР. К концу 1980-х гг. собственными военно-строительными частями располагали уже 22 союзных и республиканских министерства и ведомства, а их общая численность составляла около 500000 человек – почти столько же, сколько на тот момент было в министерстве обороны.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг., одновременно с ВСЧ МВС, существовали строительные полки и батальоны МВД. В 1953 г. военно-строительные части МВД, занятые в атомной отрасли промышленности, были переданы министерству среднего машиностроения.
Помимо создания «гражданских» военно-строительных частей, в 1953-1956 гг. практиковалась и такая мера удовлетворения потребностей в дешевой рабочей силе, как призыв граждан через министерство обороны и направление их в гражданские министерства в качестве рабочих с зачетом срока работы в качестве срока военной службы (то есть они не являлись ни военнослужащими, ни военными строителями, но в тоже время в течение трех лет содержались на казарменном положении).
Масштабы советской хозяйственной деятельности в 1950-1980-х гг., связанной с привлечением военных строителей, поражали. Характерным примером являлось мелиоративное строительство. Увеличение объема мелиоративных работ было обусловлено острым продовольственным кризисом, начавшимся в СССР в середине 1960-х гг. Эту деятельность характеризуют следующие показатели: в девятой (1971-1975 гг.), десятой (1976-1980 гг.) и одиннадцатой (1981-1985 гг.) пятилетках государственные капитальные вложения, направленные на мелиоративные мероприятия, составили соответственно 29,6, 40 и 43,9 миллиардов рублей, или 1,3%, 1,4% и 1,2% валового внутреннего продукта страны.
Для того чтобы справиться с огромными объемами работ, постановлением Совета министров СССР №291-103 от 17 апреля 1969 г. было начато формирование военно-строительных отрядов для работы в организациях министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. Спустя некоторое время эти военно-строительные части стали называться отдельными строительно-техническими батальонами (остб) [4]. Зачастую батальоны сводились в строительно-технические бригады.
Численность военно-строительных частей министерства мелиорации и водного хозяйства СССР была в 1980-е гг. одной из самых больших среди всех гражданских министерств. Однако результаты их циклопической деятельности оказались скромными. С течением времени объемы выбывающих орошаемых и осушенных площадей почти сравнялись с объемами вводимых. Кроме того, с самого начала существования, положение дел с дисциплиной в военно-строительных частях гражданских министерств было еще хуже, чем в подведомственных министерству обороны. В вышеупомянутой записке в ЦК КПСС Жуков и Соколовский писали: «…Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как, согласно статье 132 Конституции, воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР.
Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды…
…Министерство обороны считает совершенно нецелесообразным содержать в гражданских министерствах такую огромную армию военных строителей, так как содержание такой армии, не давая нужного производственного эффекта, значительно и искусственно увеличивает Вооруженные силы страны. При сокращении численности Вооруженных сил мы сокращаем боевые войска, а военно-строительные части не только не сокращаются, а непрерывно возрастают.
Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка…».
В целях ликвидации ненормального положения с использованием военнослужащих на стройках, руководством министерства обороны СССР предлагалось почти полностью ликвидировать военно-строительные части в гражданских организациях, оставив лишь 35000 военнослужащих в составе железнодорожных войск министерства транспортного строительства СССР. Но этим планам не суждено было сбыться. Без военно-строительных частей в гражданских организациях потребность советской экономики в дешевой рабочей силе не могла быть удовлетворена в принципе.
В годы перестройки положение дел с дисциплиной в военно-строительных частях вообще, а особенно в тех из них, которые подчинялись гражданским министерствам, оказалось на острие критики общественности.
Итогом этого стало издание 15 ноября 1990 г. указа Президента СССР №УП-1048, согласно которому предписывалось расформировать в 1992 г. военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народно-хозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах, кроме министерства атомной энергетики и промышленности СССР, министерства связи СССР, концерна «Росвостокстрой», и Главного управления специального строительства при Совете министров СССР. В связи с этим с осени 1991 г. прекращался призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные части.
Однако их общую численность решено было радикально не снижать – высвобождаемых после расформирования военно-строительных частей военнослужащих и военных строителей предписывалось направлять на укомплектование военно-строительных частей МО СССР.
После распада СССР большинство военно-строительных частей гражданских министерств и ведомств было ликвидировано. Оставшиеся же до 1997 г. находились, как того и требовал указ №УП-1048, в составе Центрального управления военно-строительных частей при министерстве Российской Федерации по атомной энергии, Главного военного эксплуатационно-восстановительного управления Государственного комитета РФ по связи и информатизации, Федерального специализированного управления по строительству в восточных районах Российской Федерации при Государственном комитете РФ по жилищной и строительной политике и Федерального управления специального строительства при правительстве РФ.
10 июня 1997 г. президент РФ издал указ №1066, в соответствии с которым указанные выше структуры были ликвидированы, а на их базе была создана Федеральная служба специального строительства России, ныне – Федеральное агентство специального строительства, подведомственное министерству обороны РФ.
В целом, несмотря на значительные сложности с организацией, комплектованием, обеспечением и дисциплиной в ВСО, несмотря на фактически принудительный труд личного состава, за годы своего существования военные строители внесли колоссальный вклад в развитие народного хозяйства Советского Союза.

Источники и литература

Указ Президиума Верховного совета СССР от 5 сентября 1955 г.
Указ Президента СССР №УП-1048 от 15 ноября 1990 г.
Указ Президента РФ №1066 от 10 июня 1997 г.
Постановление Совета министров СССР №2618-1037 от 18 июня 1949 г.
Постановление Совета министров СССР №522 от 10 июня 1961 г.
Постановление Совета министров СССР №787 от 18 сентября 1964 г.
Постановление Совета министров СССР №291-103 от 17 апреля 1969 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №96 от 19 января 1920 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №210 от 7 февраля 1920 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №262 от 16 февраля 1920 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №668 от 26 апреля 1920 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №747 от 7 мая 1920 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №1029 от 13 июня 1920 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №1736 от 4 сентября 1920 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №52 от 4 января 1921 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №398 от 17 февраля 1921 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №27 от 4 января 1922 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №138 от 16 января 1922 г.
Приказ Революционного военного совета Республики №140 от 18 января 1922 г.
Приказ министра Вооруженных сил СССР №01381 от 24 августа 1949 г.
Приказ министра обороны СССР №86 от 13 мая 1955 г.
Приказ министра обороны СССР №135 от 15 августа 1955 г.
Приказ министра обороны СССР №110 от 4 июня 1958 г.
Приказ министра обороны СССР №188 от 28 июля 1961 г.
Приказ министра обороны СССР №96 от 24 апреля 1964 г.
Приказ министра обороны СССР №262 от 14 ноября 1964 г.
Приказ министра обороны СССР №60 от 8 марта 1965 г.
Приказ министра обороны СССР №300 от 24 октября 1967 г.
Приказ министра обороны СССР №201 от 4 августа 1975 г.
Приказ министра обороны СССР №175 от 30 мая 1977 г.
Приказ министра обороны СССР №87 от 8 апреля 1985 г.
Приказ министра мелиорации и водного хозяйства СССР №320 от 30 августа 1985 г.
Записка Жукова Г.К. и Соколовского В.Д. в ЦК КПСС о сокращении численности военно-строительных частей. Архив Президента РФ. Ф. 3, оп. 50, д. 337, лл. 46-57.
Записка Жукова Г.К. и Соколовского В.Д. в ЦК КПСС о дальнейшем сокращении Вооруженных сил СССР. Архив Президента РФ. Ф. 3, оп. 50, д. 299, лл. 26-34.
Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата. Москва, 1992.
Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки дли современной России. Москва, 2006.
Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953-1985 гг. Москва, 2006.
Колесник А.Н. Советские военные строители. Москва, 1988.
Маляров В.Н. Строительный фронт Великой Отечественной войны: создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941-1945 гг. Санкт-Петербург, 2000.
Опаленные атомом… Военные строители – участники создания Семипалатинского ядерного полигона. Москва, 2005.
Энциклопедический словарь военно-строительного комплекса Министерства обороны Российской Федерации. Москва, 2004.
Коммерсантъ Деньги №15 2013.

1. Термин «военные строители» введен постановлением Совета министров СССР №787 от 18 сентября 1964 г.; до этого использовался термин «рабочие военно-строительных отрядов».
2. Военно-строительные отряды и строительные части объединяются в специальной литературе под общим понятием «военно-строительные части».
3. Интересно, что совокупная численность личного состава советских военно-строительных частей (522990 человек) сопоставима с численностью всех Вооруженных сил Великобритании.
4. Положение о военно-строительных частях министерства мелиорации и водного хозяйства СССР было введено приказом по этому министерству №320 от 30 августа 1985 г.

Опубликовано в военно-историческом журнале «Сержант» №50 2016 г.
Сайт журнала: www.sergeant.ru www.сержант.рф