Преподаватель полковник А.Ерохин заслушивает решение курсанта И.Гайдукова на отделение в обороне.
Начальник кафедры полковник П.Кузнецов проводит инструктаж преподавателей кафедры (подполковник В.Ищенко, полковники Е.Громов, Б.Кобзарь, А.Зброжек, Н.Белокопытов, майор А.Притченко) накануне экзамена по тактике.
Преподаватель подполковник С.Корсак уточняет доклад курсанта по окружению 6-й немецкой армии в районе Сталинграда.
Лагерный сбор, 1985 г. Учебный центр «Перевальное» преподаватели кафедры тактики подполковники А.Цендровский, Н.Шелепов.
Офицеры кафедры
Полевой выход. 1988 г.
Кафедра тактики и общевоенных дисциплин
На кафедре преподавались следующие дисциплины: основы общей тактики, военно-инженерное дело, оружие массового поражения и защита войск и объектов от него, военная топография, огневая подготовка, история войн и военного искусства.
Преподавателями кафедры тактики были назначены офицеры с боевым опытом Великой Отечественной войны и практической работы на командных и штабных должностях в войсках.
Первым начальником кафедры был полковник В.Турзенок (преподавал тактику). Его заместителем был подполковник Е.Громаковский (преподавал тактику). Первыми преподавателями были полковники и подполковники О.Мазнев (ЗОМП), В.Теплухин (связь), Б.Кобзарь (военно-инженерное дело), Б.Стрелец (военная топография), И.Скорописов (тактика), Н.Авхимович (тактика), Н.Евтиков (тактика), В.Гирский (тактика, военная история), М.Базилев (связь), В.Орлов (тактика, военная история), П.Кузнецов (тактика), Ищенко (военная топография), Е.Громов (ЗОМП), О.Божок (тактика), О.Яковлев (военная топография), Б.Демин (ЗОМП).
Большое внимание уделялось созданию учебно-материальной базы. За короткий промежуток времени на кафедре тактики были созданы специализированные классы, электрифицированные плакаты и схемы, в учебном центре оборудован ротный опорный пункт, учебные поля по тактико-специальным дисциплинам, инженерной подготовке, ОМП и др. Все они были сконцентрированы вокруг и на легендарной «Сопке Кобзаря», обильно политой потом каждого из курсантов.
Задачей кафедры было подготовить офицера Советской Армии, обладающего фундаментальными военными знаниями по основам теории и практики применения подразделений в современном общевойсковом бою; знающего новейшие достижения военной науки и техники; умеющего осмысленно, творчески применять теоретические положения боевых уставов; способного уверенно командовать взводом и ротой в бою, внедрять в практику все новое, передовое; обладающего организаторскими способностями, твердой командирской волей, инициативой и самостоятельностью мышления; знающего организацию, вооружение, тактику боевых действий подразделений иностранных армий; умеющего организовать и методически правильно проводить занятия по тактической подготовке. В нескольких аудиториях были обустроены макеты местности, где курсанты могли вырабатывать навыки по оценке быстро изменяющейся тактической обстановки, принимать решения и решать ситуационные задачи.
И, нужно сказать, справлялись офицеры кафедры с этими задачам блестяще. В 1983-1986 гг. начальником кафедры стал полковник Н.М. Белокопытов при которым кафедра сильно поднялась в науке и практике.
С каждым годом было заметно, как старались они давать курсантом именно то, что нужно на войне, отсеять все ненужное и мелочное. Если в первый период существования училища это были в своей массе офицеры прошедший поля сражений Великой Отечественной войны, то вскоре кафедра пополнилась преподавателями, прошедшими школу локальных войн в Азии и Африке. Да и война в Афганистане вносила свои коррективы в содержание обучения. Уже в середине 80-х батальонные учения стали частыми. Много больше курсанты стали стрелять: практически все легкое и тяжелое оружие мотострелковых подразделений, ручные гранаты.
Учили жестко, может быть на грани жестокости, но, никогда не унижая личное человеческое достоинство курсанта, постоянно напоминая, что от его знаний будет зависеть не только оценка на экзамене, но и, в случае попадания в реальную ситуацию боя, жизни солдат и офицеров, в том числе и собственная. Сдать экзамен или получить зачет по каждому из предметов было трудно, преподаватели были принципиальные. Думаю, почти каждый бывший курсант помнит легендарное правило «Знай сам и передай другому – сдача ЗОМПа – дорога к дому!». Действительно, предмет ЗОМП (защита войск и объектов от оружия массового поражения) сдавали в учебном центре летом и для многих нерадивых он сокращал время августовского отпуска едва ли не на неделю.
В.Денисенко (выпуск 1988 г.): «Одним из наших преподавателей по дисциплине «Оружие массового поражения» был полковник Громов. Статный, стройный офицер, с орлиным взглядом. Когда он смотрел на курсанта, было ощущение, что тебя просвечивает рентгеном».
Многим, кто исходил потом на учебных полях в Перевальном, выполнял упражнения учебных стрельб в Заречном, это пригодилось. С благодарностью вспоминали добрую школу кафедры тактики выпускники Училища во время тактико-специальных учений в Железнодорожных войсках, во время вывода из под обстрела колонн на дорогах Афганистана, во время уличных боев в Чечне, во время пятидневной войны в Южной Осетии…
В.Масин: «…Как то на лекции…Зброжек, говоря о стрелковом вооружение рассказал о часто встречающейся неисправности РПД: при окончании стрельбы отпускаешь курок, а он, то есть РПД, стреляет дальше. Нужно рукой сильно дернуть ленту, что бы перекосило патрон. Я с этим столкнулся в жизни и Зброжека вспомнил добрым словом. Да и сейчас о нем только светлые воспоминания».
Да и, кстати, экзамен по тактике при поступлении в Военно-политическую академию симферопольцы сдавали на удивление коллегам из других войск хорошо!
Кафедра тактики это: полковники Зброжек, Гирский, Кобзарь, Орлов, Панин, Корсак, Верещагин, Цендровский, Лучников, Божок («самый легкий майор Одесского военного округа – 40 килограмм в мокром бушлате и с пистолетом» — как говорил он о себе), Киприянов, Комаров, Капошко, Ерохин, Демин, Ермаков, Теплухин, Тур.
С.Михеев: «Зброжек, Божок, Ким, Кобзарь, Кулаков, вот те фамилии, которые у нас молодых пацанов, вызывали восторг и уважение… Я конечно же перечислил не весь список достойных преподавателей и ОФИЦЕРОВ нашего училища».
В.Денисенко: «…Подполковник Яковлев (военная топография) любил спрашивать курсантов: «Чем отличается военный топограф от кота?».
И сам отвечал, глядя на полное недоумение: «У военного топографа ящик с песком побольше».
Процесс обучения был предельно жестким и настолько же предельно доходчивым. Учили тому, что нужно на войне без малейшего преувеличения.
А.Шаловинский: «…Полковник Ерохин, кафедра тактики, 255-й военный городок. Курсант 1-го курса докладывает: «…Ориентир №1 — одиноко стоящее дерево…».
Ерохин: «Товарищ курсант! одиноко стоящей может быть корова! Взвод, записываем: ориентир раз — отдельно стоящее дерево…».
С.Цыбулев (выпуск 1987г.): «…Как то на полевых занятиях подполковник Божок устроил нам марш-бросок, с полной выкладкой. Бежим, материмся, уж задыхаться начинаем, Он сбоку чуть позади, оглядываюсь, а у него беломорина в зубах и видно, что не нравится ему наш темп! Последнего пинками подгоняет и беломориной попыхивает… Когда остановились, мы дышим как полковые лошади, щас сдохнем! А этот — как ни в чем не бывало, будто и не бежал вместе с нами, построил всех, и выдал: «Шо сдохли, голуби? С меня пример берите! Вы не смотрите, шо я худой и кашляю, я вообще самый легкий подполковник в Одесском военном округе, вешу 48 кг в мокрой шинели, в сапогах и с пистолетом»…
А еще на той же кафедре был полковник Кобзарь, любимая фраза : «…Сопка была ваша, стала наша». Так в Перевальном ту сопку, которую на тактике мы штурмом брали и прозвали — сопка Кобзаря…».
Как они готовили, могут сказать только сами выпускники, особенно те, кому эти знания пришлось применять практически.
В.Сосницкий: «…меня в 2000 г., в станице Шелковской (там ППД моего батальона было и есть, 360-го отдельного батальона оперативного назначения ВВ МВД) в сентябре, по пьяной лавочке поймали «на слабо»: «Валера, а слабо батареей покомандовать?»
Я: «Да я с 91 года на личном составе. Мне по фиг чем командовать…».
А наутро комбат вызывает и несмотря на все мои заверения, типа «тов. полковник — да с пьяну мы и эскадрильей бы командовали», в приказном порядке определяет меня с пехотной роты в усиленную миномётную батарею, где 6 миномётов кал. 120-мм, 3 — ЗУ-23-2, 3 — СПГ-9. И всё. Начарт округа когда приехал, реально сильно удивился, когда я ему в ответ на вопрос «какое училище заканчивали?» — наше родное СВВПСУ назвал. Жизнь показала что наше училище давало более чем достойную подготовку во всех областях. Тем более что потом я и в разведке послужил три с половиной года».
С 1969 г. СВВПСУ стало регулярно участвовать в войсковых учениях КОдВО, в том числе отдельными подразделениями вне территории Крыма. Одним из последних начальников кафедры был полковник Панин – человек волевой, строгий и принципиальный. Обладавший огромным войсковым опытом, он совершенно не страдал высокомерием и умел буквально несколькими словами точно предать суть проблемы. Отчасти благодаря таким, как он офицерам, Училище и становилось настоящей школой жизни и службы.
И.Зуев: «Валерий Петрович Панин… Караганда, Иссык-Куль. Потом Академия с отличием, служба в Германии. Самый молодой комбат развёрнутого танкового полка. Потом служба в Симферополе, а только потом училище. Да в училище он был зверь, но в быту мужик как мужик».
Учили на кафедре действительно быстро и надежно, как говорится, на всю оставшуюся жизнь. И юмор у них был специфичиский.
Ю.Яковлев: «…А кто помнит преподавателя огневой Киприянова? Тоже классный был мужик. Как он говорил: «Фенимор Купер был хороший писатель, но он не знал закон рассеивания пуль, и только поэтому у него Чингачгук мог попасть двумя пулями в одно отверстие!!!». И еще из его фольклора: «Генерал — профессия семейная. Помните, что у генералов есть свои сыновья, внуки и племянники. Поэтому если у вас нет папы, дяди или дедушки генерала, выход один — жениться на генеральской дочери».
Как это не парадоксально, но именно эта сугубо военная кафедра первой начала работать с молодежью Симферополя по подготовке к военной службе и возможному поступлению в Училище. Раз в неделю подполковник И.Скорописов проводил занятия с группами школьников, где рассказывал об Общевоинских Уставах Вооруженных Сил, знакомил с боевым оружием, элементами строевой подготовки.
К сожалению, время беспощадно. К ноябрю 2011 г. из 18 офицеров кафедры тактики ушли из жизни – 13. Сегодня в нашем строю осталось лишь 5 из когорты этих славных людей.
Батальонные учения. выпуск 1986 г.
На учениях Краснознаменного Одесского военного округа. 1972 г.
Занятие по ЗОМП в учебном центре «Перевальное» ведет преподаватель кафедры тактики полковник В.Громов. 1976 г.
Занятие по ЗОМП в учебном центре «Перевальное». 1976 г.
Занятие по ЗОМП в учебном центре «Перевальное». 1976 г.
Занятия по тактике в Учебном центре.
В учебном бою.
После батальонных учений…
…и во время их.